6.2.2. Управление прибылью на предприятии
Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от продажи – это:
- метод прямого счета;
- аналитический метод.
Как известно, на размеры получаемой прибыли оказывают воздействие различные факторы, главными из которых являются: величина затрат и объем производимой продукции. Поэтому существуют методы анализа влияния изменения затрат и объемов производства на величину получаемой прибыли:
- операционный анализ (называемый также анализом «издержки - объем – прибыль» («соsts - volume - рrofit – СVР»));
- предельный анализ.
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов,
П = (В * Ц) - (В * С),
где П – плановая прибыль;
В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
определение базовой рентабельности как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость продукции за тот же период;
исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от продажи исходя из базовой рентабельности;
учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т. п.
Операционный анализ позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.
Ключевыми элементами операционного анализа служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Использование этих элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные и переменные.
Действие операционного левериджа проявляется в том, что любое изменение структуры выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяется отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.
,
где ОЛ – операционный леверидж;
ВМ – валовая маржа;
Пр – прибыль.
Причем
ВМ = В – Зпер;
Пр = В – Зпер – Зпост,
где В – выручка от реализации;
Зпер – переменные затраты;
Зпост – постоянные затраты.
Как видно из графика, постоянные затраты (Зпост) не изменяются с изменением объема производства в релевантном диапазоне выпуска. Совокупные затраты (Зсов) представляют собой сумму постоянных и переменных (Зпер),
Зпер = З’пер · Q,
где З’пер – переменные затраты на единицу продукции;
Q – объем выпуска (нет).
Выручка представляет собой произведение цены единицы на количество произведенной продукции (Q):
В = Р · Q,
Точке пересечения выручки и совокупных затрат соответствует безубыточный объем производства, в стоимостном выражении представляющий собой порог рентабельности. Формализованно это можно представить следующим образом:
Пр = Выр – Зсов;
Пр = Р · Q – (Q · P’пер + Зпост), при Пр = 0;
РQ = Q · З’пер + Зпост,
откуда находим
–
Пример
постоянные затраты предприятия = 60000 руб.;
переменные затраты на единицу продукции = 10 руб./ед.;
цена реализации единицы = 20 руб./ед.;
фактический объем выпуска = 8000 ед.;
Безубыточный объем производства в том случае
Qб/у = 60000/(20-10) = 6000 ед.
Порог рентабельности Rр = 6000 · 20 = 120000 руб.
Разница между фактическим объемом продаж в стоимостном выражении, т.е. выручкой и порогом рентабельности представляет собой запас финансовой прочности предприятия (ЗФП).
Величина запаса финансовой прочности показывает, на сколько стоимостных единиц можно снизить выручку, не неся при этом убытков:
ЗФП = В – Rр.
Относительная величина в процентах, показывающая, насколько предприятие может снизить объем производства от фактически достигнутого, оставаясь при этом прибыльным:
.
Для условий данного примера:
В = 8000 · 20 = 16000;
ЗФП = 16000 – 12000 = 40000 руб.;
.
Таким образом, данное предприятие может снизить объем своего производства на 25 %, оставаясь при этом в зоне прибыли.
Рассчитаем для данного примера уровень операционного левериджа:
.
Экономическая интерпретация полученного показателя заключается в следующем: величина операционного левериджа показывает, какой прирост прибыли (∆Пр) дает каждый процент изменения выручки (∆В).
∆Пр = ∆В · ОЛ.
Таким образом, если выручка предприятия возрастает на 1 %, то прибыль, соответственно, увеличивается на 4 %. И, соответственно, если выручка снизится на 1 %, то прибыль снизится на 1 % · 4 = 4 %.
А, если выручка снизится на 25 % (т. е. на величину порога безопасности), то прибыль снизится на 100 %, т. е. предприятие окажется в точке безубыточности.
Отсюда вытекает следующая закономерность:
,
Допустим, при прочих равных условиях предприятие повышает уровень своих постоянных затрат до 70000 и одновременно снижает удельные переменные затраты до 9 руб./ед.
В данных условиях новый порог рентабельности будет:
Rр = 70000 / (20 - 9) ≈ 6360 руб.;
Пб = ((8000 - 6360) · 100 %) / 8000 = 20,5 %;
соответственно: =1 / 20,5 ≈ 5 %.
Как видно, при данном уровне операционного левериджа любой положительный прирост выручки обеспечит увеличение выручки в 5 раз.
Но единовременно с ростом операционного левериджа возрастает и производственный риск предприятия, связанный с возможностью недополучения прибыли в результате снижения объема продаж и выручки. Если выручка снизится хоть на 1 %, то прибыль снизится уже на 5 %.
Главными факторами, определяющими уровень производственного левериджа, являются масштабы деятельности предприятия и его производственная структура.
Таким образом, рост масштабов деятельности предприятия сопровождается повышением уровня постоянных затрат с одновременным сокращением переменных затрат на единицу продукции.
В условиях экономической нестабильности и падения платежеспособного спроса для предприятий, в структуре имущества которых высока доля производственных фондов, сила операционного левериджа представляет значительную опасность, так как в этом случае каждый процент снижения выручки сопровождается резким снижением прибыли и попаданием предприятия в зону убытков.
Предельный анализ планирования прибыли сводится к следующему. Производитель стремится максимизировать получаемую им прибыль, т. е. разницу между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство. Это означает, что, принимая решение об объеме производства, предприятие каждый раз выбирает такой объем, который бы обеспечил наибольшую прибыль. Основными факторами, определяющими уровень получаемой прибыли, являются:
Объем;
Цена продукции.
Очевидно, что каждая выпускаемая единица продукции обеспечивает увеличение общей выручки от реализации, но и также требует увеличение затрат. Таким образом, приращение общей выручки на некоторую величину, которую вызывает выпуск дополнительной единицы продукции, называется предельной выручкой.
И, соответственно, прирост общих затрат, вызываемый выпуском дополнительной единицы продукции, представляет собой дополнительные издержки производства (табл. 6.8).
Если при выпуске дополнительных единиц продукции темпы роста выручки превышают темпы роста затрат, связанных с ее выпуском, то предельная выручка выше предельных издержек, прибыль производителя увеличивается.
В случае равенства предельной выручки с предельными издержками прибыль достигает своего максимального значения. Именно это равенство определяет равновесную цену и оптимальный объем производства, обеспечивающие оптимальную прибыль.
Таблица 6.8. Варианты расчета прибыли
Кол-во продава-емого товара, усл. ед. | Цена едини-цы, руб. | Выручка от реализации, руб. | Суммарные издержки, руб. | Прибыль, руб. | Предельная выручка от реали-зации, руб. | Предель-ные издержки | Разница между предельной выручкой и предельны-ми издержками, руб. |
0 | 144 | 0 | 256 | -256 |
|
|
|
1 | 134 | 134 | 320 | -186 | 134 | 64 | 70 |
2 | 124 | 248 | 340 | -92 | 114 | 20 | 94 |
3 | 114 | 342 | 355 | -13 | 94 | 15 | 79 |
4 | 104 | 416 | 368 | 48 | 74 | 13 | 61 |
5 | 94 | 470 | 381 | 89 | 54 | 13 | 41 |
6 | 84 | 504 | 400 | 104 | 34 | 19 | 15 |
7 | 74 | 518 | 431 | 87 | 14 | 31 | -17 |
8 | 64 | 512 | 480 | 32 | -6 | 49 | -55 |
9 | 54 | 486 | 553 | -67 | -26 | 73 | -99 |
Как видно из табл. 6.8, максимальную прибыль предприятию обеспечивает объем продаж, равный шести условным единицам.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление