logo search
Экономика предпр

Порядок формирования франко-цен

Затраты, включаемые в цену продукции

Цена продукции на складе поставщика

Доставка на станцию отправления

Погрузка в вагоны на станции отправления

Транспортировка до станции назначения

Выгрузка из вагонов на станции назначения

Доставка от станции назначения до склада потребителя

Цена франко-склад поставщика

Цена франко-станция отправления

Цена франко-станция отправления-вагон

Цена франко-станция назначения

Цена франко-вагон-станция назначения

Цена франко-склад потребителя

По характеру торговых отношений различают аукционные, биржевые, внешнеторговые, мировые цены, индексы цен.

Аукционная цена – цена товара, реализуемого через аукцион. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве стартовой цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Обычно товар на аукционе реализуется по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционы играют ключевую роль на рынке ценных бумаг, рынке антиквариата, предметов роскоши, драгоценных металлов и камней.

Биржевые цены отражают результаты биржевых торгов, информируют о состоянии спроса и предложения на данный товар.

Внешнеторговые цены – это цены, устанавливаемые на экспортируемые и импортируемые товары для стран-поставщиков и потребителей товаров. При формировании экспортных цен используются цены «ФОБ», т. е. цены франко-граница (с учетом погрузки на судно при морских перевозках, налогов и пошлин, взимаемых страной-экспортером). При формировании цен на импортируемые товары принимаются импортные цены «СИФ». Эти цены выше цен «ФОБ» на сумму страхования и оплаты морских перевозок до портовых городов страны. Для сухопутных перевозок принимается цена франко-граница.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы (например нефть) либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей.

Под индексами цен понимают изменение цен на отдельные товары и услуги или экономически определенные группы товаров и услуг за принятые периоды времени. Использование индексов цен позволяет определить макроэкономическую политику, сделать необходимые расчеты влияния инфляции на уровень жизни и осуществлять соответствующие поправки заработной платы и социальных трансфертов, сопоставлять динамику инфляции по территориям и регионам.

По способу установления цены выделяют их следующие виды. Твердые цены устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, такие цены используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в короткий срок. Разновидностью твердых цен являются государственные цены, устанавливаемые государственными уполномоченными органами на те или иные товары или группу товаров. Скользящие цены определяются в момент заключения контрактов, но при этом предусматривается возможность пересмотра их в период исполнения контракта на случай изменения конъюнктуры рынка. Свободные (рыночные) цены формируются под воздействием конъюнктуры рынка. Они освобождены от непосредственного ценового вмешательства государства и определяются законами спроса и предложения. Их еще также называют равновесными ценами. Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

Государство активно влияет на общую ценовую конъюнктуру рынка при помощи методов налогового, таможенного и антимонопольного регулирования. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, пенсии, пособия, прочие социальные трансферты, государство ограничивает или увеличивает совокупный спрос, что оказывает непосредственное влияние на инфляционные процессы и динамику общего уровня цен.

Объектами государственного регулирования являются:

- тарифы на электроэнергию, топливо;

- тарифы пассажирских перевозок всех видов (железнодорожных, водных, авиа);

- тарифы грузовых перевозок всех видов;

- цены на продукцию ядерно-топливного назначения, оборонную продукцию;

- отдельные услуги почтовой и электрической связи;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- отдельные виды торговых надбавок (например на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера, на продукты детского питания, надбавки к ценам на лекарства и т. п.)

- услуги систем водоснабжения и канализации и т. д.

Объекты государственного регулирования ранжируются по уровням государственного управления. Среди них выделяются объекты, находящиеся в сфере регулирования федеральных органов власти, областных, муниципальных.

Меры воздействия на предприятия со стороны государства могут быть прямыми и косвенными. При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня. Косвенные методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование. Методы прямого и косвенного регулирования ценообразования государством приведено в табл. 3.10.

Таблица 3.10.