56. Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета
Информационной базой 1-го (вступительного) этапа анализа исполнения сводного бюджета являются «выходные формы» основных подбюджетов:
• отчет о финансовых результатах – для операционного бюджета;
• отчет об инвестициях – для инвестиционного бюджета;
• отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния для финансового бюджета;
• динамический баланс (на начало бюджетного периода – изменение за период – на конец бюджетного периода) – для сводного бюджета в целом.
На этапе общего рассмотрения (изучения) результатов исполнения сводного бюджета идентифицируются (определяются количественно и качественно) отклонения по каждому основному подбюджету. Анализ целесообразно начинать с рассмотрения самого большого основного подбюджета – операционного бюджета.
Операционный бюджет. Общее рассмотрение показателей исполнения операционного бюджета производится на основе сводного отчета о финансовых результатах. Пример сводного отчета о финансовых результатах по итогам отчетного бюджетного периода приведен в таблице 7.1
Таблица 7.1. Сводный отчет о финансовых результатах деятельности комбината «Навигатор»
за I квартал 2006 г. (в млн. руб.)
Показатели | План | Факт | Отклонение |
1. Выручка от реализации | 120 (100%) | 110 (100%) | -10 (100%) |
2. Себестоимость реализации (переменные затраты) | 82 (68,3%) | 85 (77,3%) | +3 (30%) |
3. Маржинальный доход (1-2) | 38 (31,7%) | 25 (22,7%) | -13 (-130%) |
4. Постоянные (периодические) расходы | 16 (13,3%) | 16 (14,5%) | 0 (0%) |
5. Валовая прибыль (3-4) | 22 (18,4%) | 9 (8,2%) | -13 (-130%) |
6. Налоги | 14 (11,7%) | 8 (7,3%) | -6 (-60%) |
7. Чистая прибыль (5-6) | 8 (6,7%) | 1 (0,9%) | -7 (-70%) |
Чистая прибыль предприятия за отчетный бюджетный период оказалась на 7 млн. руб. меньше запланированного уровня. При этом основным фактором уменьшения конечных финансовых результатов (чистой прибыли) стало падение объема продаж (выручки от реализации) на 10 млн. руб. В это же самое время при падении объема продаж одновременно возросла себестоимость реализации на 3 млн. руб., что явилось вторым фактором снижения конечных финансовых результатов. Уменьшение налоговых начислений, по всей видимости, связано со снижением налоговой базы (объема реализации – для НДС, балансовой прибыли – для налога на прибыль и пр.).
Постоянные (периодические) расходы предприятия остались на стабильном уровне, что означает, что колебания объема продаж не вышли за «порог релевантности», за которым следует «ступенчатое» изменение постоянных расходов (иногда постоянные расходы называют условно-постоянными, подразумевая, что при больших колебаниях объемов деятельности наблюдается «взрывное» изменение уровня постоянных расходов). При этом следует отметить, что вследствие уменьшения выручки от реализации при стабильной величине периодических расходов, повысился уровень операционного рычага, который рассчитывается как отношение маржинального дохода к валовой прибыли. Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска компании, а именно, как изменится финансовый результат (валовая прибыль) при изменении выручки от реализации на 1%. Если по плану величина операционного рычага должна была составить 1,46 (то есть 1% падения физического объема продаж приводил бы к 1,46% падения валовой прибыли), то фактически показатель операционного рычага составил 2,78, то есть повысился в 1,9 раза. Это означает, что чувствительность финансовых результатов предприятия от изменений рыночной конъюнктуры существенно повысилась, а финансовая устойчивость компании соответственно ухудшилась.
В целом же предприятие за отчетный бюджетный период оставалось в «зоне безубыточности» – рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение «маржинальный доход / выручка от реализации», несмотря на падение с запланированных 31,7% до фактических 22,7%, оставалась положительной, а маржинальный доход перекрывал постоянные (периодические) расходы, однако, с учетом налоговых начислений предприятие вплотную приблизилось к «критической точке», за которой следуют убытки. Ключевым фактором снижения конечных финансовых результатов предприятия следует признать падение валовой выручки от продаж (объема реализации).
При проведении план-факт анализа исполнения финансового бюджета следует принимать во внимание три основные особенности финансового планирования на промышленном предприятии:
1. Основной целью текущего финансового планирования является поддержание в соответствии с отраслевой и индивидуальной спецификой финансового цикла предприятия оптимальной сбалансированности:
• совокупной величины оборотных активов и краткосрочных обязательств (текущих пассивов);
• структуры оборотных активов (материальные оборотные средства – расчеты – денежные средства).
С точки зрения формального (количественного) подхода это означает, что при разработке проектов отчетных форм финансового бюджета целевыми ориентирами должны служить коэффициенты ликвидности на конец бюджетного периода, близкие к оптимальным (нормативным) значениям. При неоптимальном значении показателей ликвидности на начало бюджетного периода приоритетной целью финансовой политики является их «выведение» за бюджетный период к значениям, близким к оптимальным.
2. Теоретически существует мультивариантность способов «выведения» показателей ликвидности на уровень в районе оптимальных значений, (за счет вариантов изменения остатка денежных средств и объема краткосрочных обязательств).
3. На практике, однако, финансовое планирование заключено в жесткие рамки при выборе способов достижения оптимальных (нормативных) показателей финансового состояния (ликвидности):
• во-первых, определенные ограничения «задаются» технологической динамикой производственного и финансового цикла предприятия. Например, компания не может работать совсем без складских запасов сырья и материалов или «заделов» незавершенного производства, или текущего остатка денежных средств на расчетном счете, или без наличия кредиторской задолженности по текущим поставкам материалов. Следовательно, само наличие последовательных стадий кругооборота капитала, обусловливаемое отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия, уже определяет минимальный уровень «промежуточных» активов и обязательств (оборотных средств и текущих пассивов);
• во-вторых, и это главное, финансовый бюджет является составной частью сводного бюджета предприятия и взаимосвязан с другими основными подбюджетами (операционным и инвестиционным). При разработке проекта сводного бюджета эта взаимозависимость устанавливается и формализуется на стадии расчета уровня первичного финансового дефицита и последующей корректировки проектов операционного и инвестиционного бюджетов Следовательно, плановые изменения отдельных статей оборотных активов и текущих обязательств обусловливаются не только параметрами финансового бюджета (целевыми коэффициентами ликвидности), но и показателями операционного и инвестиционного бюджетов.
Таким образом, даже на первом этапе анализа (общая спецификация отклонений) при сопоставлении плановых и фактических величин финансового бюджета необходимо помнить показатели исполнения других основных подбюджетов. Цели финансовой политики, заложенные в сводном бюджете, и степень достижения поставленных целей можно адекватно понять (с позиций аутсайдера, то есть «стороннего наблюдателя») только путем сопоставления всех плановых и отчетных форм по основным подбюджетам: по операционному бюджету – отчета о финансовых результатах.
Динамический баланс за отчетный бюджетный период строится на основе данных исполнения всех трех основных подбюджетов: операционного, инвестиционного и финансового – и является агрегированной отчетной формой исполнения сводного бюджета предприятия в целом. Динамический баланс характеризует изменение величины совокупных активов (и источников финансирования), обычно называемой валютой баланса, и структуры совокупных активов и пассивов компании за отчетный бюджетный период.
Изучение сводных отчетных форм по основным подбюджетам (операционному, инвестиционному и финансовому) позволяет аналитику представить, под каким углом зрения необходимо проводить в дальнейшем детальный факторный анализ, где с большой долей вероятности находятся «слабые места» предприятия, которые необходимо исследовать наиболее тщательно. Например, какую «вводную», пусть на уровне гипотезы, но подтвержденной цифрами, получает аналитик как результат предварительного изучения исполнения бюджета на базе сводных отчетных форм.
После этапа изучения сводных бюджетных форм можно переходить к более детальному рассмотрению исполнения отдельных бюджетов предприятия
- 1. Необходимость, содержание и задачи фп
- 1. Уровень развития предприятия и результаты его фин-хоз деятельности
- 2. Объем ресурсов, при которых могут быть достигнуты цели предприятия
- 3. Отдачу вложенных предприятиям в конкретные инвестиционные программы средств
- 2. Общие принципы фп
- Платежеспособности.
- 3. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение
- 4.История развития финансового планирования
- 5.Система финансового планирования за рубежом
- 6. Его не будет на экзамене
- 7. Особенности финансового прогнозирования и финансового программирования на предприятиях различных организационно-призовых форм.
- 8. Общая характеристика видов финансового планирования и прогнозирования
- 9 . Финансовый план организации, его содержание и структура.
- 10. Кассовый план. Расчет потребностей в краткосрочном кредите
- Содержит расчет всех видов оплаты труда за вычетом всех возможных удержаний, а также перечислений выплат на вклады или почтовыми переводами.
- Отражается календарь выплаты зарплаты, т.Е. Указываются конкретные числа каждого месяца, кот. Потребуется определённые суммы наличности.
- Срок окуаемости инвестиций
- 11. Методы и стадии финансового планирования
- Установление целей функционирования.
- Составление долгосрочных финансовых планов
- Составление краткосрочных фин планов
- Разработка индивидуальных смет (бюджетов)
- 12. Этапы финансового пргнозирования:
- 3 Основных этапы финансового прогнозирования:
- Проверка предположений используемых при прогнозировании
- 13. Особенности стратегического финансового планирования на макро и на микро уровне а рб
- 14 Направления совершенствования системы финансового планирования на микроуровне в условиях динамичной экономической среды
- 17. Стратегическое финансовое планирование и его роль в развитии организации
- 18. Цели и задачи текущего финансового планирования в организации
- Кассовый план
- 19.Оперативное финансовое планирование, платежный календарь
- Общая характеристика бизнес планирования как метода планирования в организации, финансовый раздел бизнес плана
- 21. Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета.
- Наличие множества факторов системы, объединенных функциональными связями.
- Функциональные взаимосвязи параметров системы определяют особенности изменения системы под воздействием внешних факторов.
- Предпприятия экономической системы
- 5. Ключевым понятием бюджетного планирования является понятие совокупного эффекта отдельного управленческого решения.
- 26. Планирование оборотных средств
- 27. Определение потребности в оборотных средсв по производственным запасам
- Определение потребности в оборотных средствах по незавершенному производству и готовой продукции
- Методы оценки оборотных средств в учете
- По фактическим учетным ценам в порядке закупки материальных ресурсов (фифо)
- По средним фактическим ценам закупки
- По ценам последнего приобретения (лифо)
- 30. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 31. Высвобождение оборотных средств
- 32. Кредитование оборотных средств с помощью факторинга
- Ускорить оборот капитала
- Расширить возможности привлечения банковского кредита
- Значительно увеличить клиентскую базу банков
- 33.Понятие и значение выручки от реализации продукции. Прочие доходы.
- 34.Планирование выручки от реализации продукции.
- 35.Состав и порядок распределения выручки от реализации продукции. Методы определения выручки.
- 36. Влияние отдельных факторов на размер выручки от реализации продукции
- 37. Денежные расходы организаций (предприятий). Их состав и классификация
- 2..По производственному назначению различают затраты:
- 38 . Планирование затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг). Порядок составления плановой калькуляции.
- Сырье и материалы.
- Топливо и энергия для технологических целей.
- 39. Порядок планирования и состав смет затрат на производство и реализацию продукции
- 40. Финансовый анализ смет и контроль затрат
- 41. Прибыль – основной источник денежных накоплений в организации. Виды прибыли.
- 42. Планирование прибыли
- 43.Способы снижения степени риска
- 44. Сущность, виды и критерии финансовых рисков
- 51 . Форма и виды бюджетного контроля
- 1. Контроль с прямой связью
- 2. Контроль с обратной связью
- 52. Управление по отклонениям
- 53.Гибкие бюджеты в системе контроля исполнения бюджета
- 54. Цели и блок схема проведения план – факт анализа
- 55. Анализ исполнения финансового бюджета
- 56. Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета
- 57. Анализ исполнения операционного бюджета. Вертикальный анализ
- 58. Горизонтальный факторный анализ исполнения операционного бюджета
- 59 . Анализ исполнения инвестиционного бюджета