logo
фпп но не все

2. Контроль с обратной связью

Контроль с обратной связью подразумевает сравнению бюджетных и фактических результатов, тогда как контроль с прямой связью – это сравнеие желаемых результатов (целей) с бюджетными.

Контроль с обратной связью требует знания фактических результатов, которые не известны до тех пор, пока событие не произойдет.

Контроль с прямой связью наоборот ориентирован в будущее.

Общий подход к применению этих контрольных процедур предполагает после установления целей организации на следующие бюджетные периоды и разработки системы бюджетов сравнение полученных документов с поставленными целями.

В случае, если созданный бюджет не отвечает целям организации, то применияется одно из двух действий:

1. перисмотр целей - возможно цели сформулированные высшим менеджментом или собственниками организации не выполнимы в реальных условиях функционирования организации и их следует пересмотреть в сторону приближения действительности

2. пересмотр бюджетов – возможно разработчиком бюджетов следует еще раз рассмотреть возможности поиска рыночных возможностей и резервов эффективности использования имеющихся ресурсов

могут использоваться оба сразу.

Если же расхождения между бюджетами и целями организации несущественно, следует принять их и преступить к реализации, сравнивая в ходе их выполнения или по оканчании бюджетного периода фактически достигнутые и плановые результаты.

Если же отклонения оказались существенными, после их анализа можно предпринять одно из (или все сразу) действий:

3. пересмотр процедур и методов текущего контроля и регистрации результатов – возможно руководителям нужно принять не только организационные, но и кадровые решения, при этом не следует забывать и о перекрестной ответственности за выполнение бюджетов, когда результаты одного подразделения сказываются на результатах другого.

4. пересмотр бюджета – бюджеты, которые составлялись и утверждались еще до начала финансового года в процессе деятельности могут потребовать пересмотра в свете изменившейся за это время рыночной ситуации.

Руководитель предприятия несет ответсвенность и за утверждение отчетов о выполнении бюджетов прошедших периодов, и за запуск очередных бюджетных цифр.

Ответсвенность за разработку бюджетов, анализ отклонений и выработку рекомендаций по устранению недостатков, выявленных в деятельности отдельных сегментов организации и ее менеджеров лежит на бюджетных комитетах.

Ответсвенность за выполнение бюджетов вместе с осуществлением процедур текущего контроля лежит на руководителях центров ответственности.

В теории и практике управления экономическими системами выделяют контроль 3 типов:

1. социальный – осуществляется членами социального окружения сотрудников и менеджеров (профсоюзами)

2. самоконтроль – выполняется самими исполнителями определнных организационных функций как на высших, так и на всех остальных уровнях организации

3. административный – его процедуры разрабатываются и внедряются руководителями и владельцами организации (или по их заказу третьеми сторонами) для того чтобы, определять действия людей и экономический институтов внутри самой организации

В деятельности предприятия выделяют еще 3 вида контроля:

1. предварительный контроль – устанавливается до начала решения управленческой задачи. Его главные цель состоит в определении готовности и возможности реализации управленческого решения имеющимися в распоряжении организацией ресурсами

Формы предварительного финансового контроля:

- доведение целей и задач бюджетных заданий и другой информации до руководителей более низких уровей управления и исполнителей

- заслушивание руковолителей более низких уровней управления о готовности к выполнению планируемых задач

- проверка наличия и возможности привлечения необходимых финансовых ресурсов

- организация инвентаризационных проверок имеющихся материальных ресурсов

- организация проверок готовности производственных мощностей планируемой загрузки

- контроль за укомплектованностью персонала и его компетентностью в решении поставленных задач

2. текущий контроль – осуществляется с начала управленческой финансво-хозяйственной или производственной операции до момента достижения требуемого результата или с начала и до конца бюджетного периода.

Задачи текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от утвержденных планов, нормтивов, инструкций и решить возникающие проблемы прежде, чем это приведет к негативным последствиям или потребует слишком больших затарт на вое преодоление.

Текущий контроль осуществляется в форме регулярных отчетов перед вышестоящими руководителями различных уровней управления.

Фактически текущий контрль выполняется ежедневно.

3. Заключительный контроль проводится по результатам выполнения планов и решения поставленных задач и дает руководству организации информацию о факте и стпени достижения поставленной цели.

Заключительный контроль оформляется в форме отчетов о выполнении планов на всех уровнях ответственности в организациях ….