logo
фпп но не все

5.Система финансового планирования за рубежом

РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПИПа В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (США, ЯПОНИЯ, ФРАНЦИЯ И ДР.)

ПИП эк-ки в зарубежных странах стало активно исп-ся в конце 19в. с исп-ем метода экспертных оценок и методов экстраполяции. В 1930г. 20в. за рубежом впервые возникает план-ие на макроуровне. Прогнозы развития всей эк-ки в целом сост-лись с помощью модели «затраты-выпуск». С 50-ых гг. во многих странах произошёл отход от составления нац. планов в форме бюджетов. Необходимость макроэконом. план-ия была обусловлена усилением степени интеграции секторов эк-ки.

Системы планирования за рубежом:

США .

Большинство макроэконом-их прогнозов разрабатывается с помощью методов:

Для США хар-но стратегическое план-ие, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития нац. эк-ки. Ведущую роль в их реализации играет гос-во.

В стратегич-ом план-ии исп-ся факторы внешней среды:

Япония.

Особенность общегосуд-ого ПИПа в Японии закл-ся в исп-ии системы соц-эконом прогнозов как инструмента правительственного регулирования рыночной эк-ки. Разрабатываются 5-тилетние планы-программы, которые носят индикативный хар-р, с целью выполнения важных стратегических целей. В Японии адаптивное планир-ие, т.е. план подвержен корректировке с учётом изменяющейся внешней среды. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на разработке инноваций и их применении, на подготовке высококвал-ых специалистов. Прим-ся госзаказ; на рынке гос-во самый надёжный заказчик.

Южная Корея.

Госуд. план-ие началось с 1954г. с плана Натана, в кот-ом приоритеты отдавались экспортным отраслям с ориентацией на внешний рынок.

Широкое распр-ие получили методы

В основе экономического рынка лежит рынок не внутренний, а мировой.

Под контролем гос-ва нах-ся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал.

Франция.

Французская система ПИПа прошла 3 этапа:

1) 1945-1960гг – директивное план-ие, госконтроль за ценами;

2) сер. 1960г. – переход на индикативное план-ие, позволяющее координировать интересы гос-ва и частного сектора;

3) 1990-е гг. – стратегическое план-ие.

Направления страт-ого развития разрабатываются в виде целевых госпрограмм и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот, стимулирующих их реализацию. Воздействие гос-ва на пр-во осущ-ся через систему госзаказа не только в госсекторе, но и в рыночном.

ПИП в странах с переходной эк-кой (страны Центр. и Вост. Европы) осущ-ся по прогн-ию макроэконом-их показателей.