52. Управление по отклонениям
При разработке любых систем финансового контроля отправным моментом выступает сравнение бюджетных и фактических величин целевых показателей. При этом важно понимать, что контроль не может осуществляться без наличия самого плана (бюджета) и осознания всеми участниками бюджетного процесса целей, стоящих перед организацией и ее отдельными сегментами. Отсутствие оценки степени выполнения планов сводит на нет все достоинства планирования. Чтобы этого не произошло, финансовый контроль строится на оценке того, насколько ; организация продвинулась за определенный период к поставленным целям. Такая оценка называется управлением по отклонениям и осуществляется выявлением расхождений между бюджетными и фактическими показателями или между бюджетными показателями и установленными организацией целями. Действия менеджеров, направленные на преодоление выявленных в результате анализа значимых отклонений, и составляют суть управления по отклонениям. Возможности формирования и функционирования в рамках системы бюджетирования организации также и системы финансового контроля, которой фактически является управление по отклонениям, определяется перечисленными в предыдущих темах условиями существования управленческого контроля.
Если фактически полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, отклонение называется благоприятным, если наоборот - неблагоприятным. Чтобы определить, благоприятно ли конкретное отклонение в величинах какого-либо показателя, следует вспомнить, какое влияние оказывает данный показатель на финансовую результативность организации. При прочих равных условиях к росту прибыли ведут рост выручки, объемов продаж и производства, а также снижение затрат - эти отклонения относятся к благоприятным. Отклонения, которые влекут за собой падение прибыли (рост затрат и снижение производства и реализации), неблагоприятны. Например, если фактические расходы превысили плановые, это означает неблагоприятное отклонение, тогда как превышение фактической выручки над ожидаемой - благоприятное.
Управление по отклонениям подразумевает текущий и итоговый анализ отклонений и выявление их причин. При этом не следует в пылу бюрократического рвения тратить время на анализ всех отклонений: анализировать следует лишь значимые отклонения. Используются два наиболее часто встречающихся подхода к определению значимости отклонений - в процентах к бюджету и по абсолютной величине (например, специальные расследования причин и поиск ответственных следует проводить, если отклонения превышают 5% бюджетной величины соответствующей статьи или, скажем, 20 тыс. руб.).
Часто на практике встречается еще одна ошибка: многим менеджерам и аналитикам кажется, что следует искать причины лишь . неблагоприятных отклонений. Однако если не анализировать и благоприятные, можно упустить возможность использовать в будущем обстоятельства, позволившие сегодня получить результаты лучше ожидавшихся. Кроме того, значительные по величине и/или регулярно повторяющиеся отклонения одних и тех же показателей (даже благоприятные) могут свидетельствовать о серьезных организационных проблемах, самые очевидные из которых - низкая квалификация разработчиков нормативов и бюджетов, недостоверные прогнозы рыночной ситуации, а также неверная методология планирования, проявляющаяся в виде «бюджетного зазора – своеобразного «люфта» в величинах показателей, который сознательно закладывается разработчиками бюджета для того, чтобы эти бюджеты заведомо всегда выполнялись. Когда исполнители (в данном случае - менеджеры линейных подразделений и центров ответственности) имеют возможность влиять на установление для самих себя плановых значений показателей, это приводит к тому, что они устанавливают себе излишне легкие плановые задания, чтобы после завершения периода не выглядеть «слабо» в глазах вышестоящих руководителей. Так случается, когда информационные потоки в процессе бюджетирования организованы по восходящему принципу. Управление по отклонениям, позволяя выявить подобные организационные эффекты, ведет к построению в организации наиболее эффективной системы бюджетирования.
Следует иметь представление о том, какие функции в непрерывном бюджетном (плановом) процессе предприятия обеспечивают проведение план-факт анализа по итогам закончившегося бюджетного периода, рассматривается методология и аналитический инструментарий план-факт анализа по основным подбюджетам – операционному, инвестиционному и финансовому, определяется, каким образом результаты проведенного план-факт за используются при разработке сводного бюджета следующего периода, что обеспечивает непрерывность, последовательность и преемственность бюджетного процесса.
- 1. Необходимость, содержание и задачи фп
- 1. Уровень развития предприятия и результаты его фин-хоз деятельности
- 2. Объем ресурсов, при которых могут быть достигнуты цели предприятия
- 3. Отдачу вложенных предприятиям в конкретные инвестиционные программы средств
- 2. Общие принципы фп
- Платежеспособности.
- 3. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение
- 4.История развития финансового планирования
- 5.Система финансового планирования за рубежом
- 6. Его не будет на экзамене
- 7. Особенности финансового прогнозирования и финансового программирования на предприятиях различных организационно-призовых форм.
- 8. Общая характеристика видов финансового планирования и прогнозирования
- 9 . Финансовый план организации, его содержание и структура.
- 10. Кассовый план. Расчет потребностей в краткосрочном кредите
- Содержит расчет всех видов оплаты труда за вычетом всех возможных удержаний, а также перечислений выплат на вклады или почтовыми переводами.
- Отражается календарь выплаты зарплаты, т.Е. Указываются конкретные числа каждого месяца, кот. Потребуется определённые суммы наличности.
- Срок окуаемости инвестиций
- 11. Методы и стадии финансового планирования
- Установление целей функционирования.
- Составление долгосрочных финансовых планов
- Составление краткосрочных фин планов
- Разработка индивидуальных смет (бюджетов)
- 12. Этапы финансового пргнозирования:
- 3 Основных этапы финансового прогнозирования:
- Проверка предположений используемых при прогнозировании
- 13. Особенности стратегического финансового планирования на макро и на микро уровне а рб
- 14 Направления совершенствования системы финансового планирования на микроуровне в условиях динамичной экономической среды
- 17. Стратегическое финансовое планирование и его роль в развитии организации
- 18. Цели и задачи текущего финансового планирования в организации
- Кассовый план
- 19.Оперативное финансовое планирование, платежный календарь
- Общая характеристика бизнес планирования как метода планирования в организации, финансовый раздел бизнес плана
- 21. Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета.
- Наличие множества факторов системы, объединенных функциональными связями.
- Функциональные взаимосвязи параметров системы определяют особенности изменения системы под воздействием внешних факторов.
- Предпприятия экономической системы
- 5. Ключевым понятием бюджетного планирования является понятие совокупного эффекта отдельного управленческого решения.
- 26. Планирование оборотных средств
- 27. Определение потребности в оборотных средсв по производственным запасам
- Определение потребности в оборотных средствах по незавершенному производству и готовой продукции
- Методы оценки оборотных средств в учете
- По фактическим учетным ценам в порядке закупки материальных ресурсов (фифо)
- По средним фактическим ценам закупки
- По ценам последнего приобретения (лифо)
- 30. Оценка эффективности использования оборотных средств
- 31. Высвобождение оборотных средств
- 32. Кредитование оборотных средств с помощью факторинга
- Ускорить оборот капитала
- Расширить возможности привлечения банковского кредита
- Значительно увеличить клиентскую базу банков
- 33.Понятие и значение выручки от реализации продукции. Прочие доходы.
- 34.Планирование выручки от реализации продукции.
- 35.Состав и порядок распределения выручки от реализации продукции. Методы определения выручки.
- 36. Влияние отдельных факторов на размер выручки от реализации продукции
- 37. Денежные расходы организаций (предприятий). Их состав и классификация
- 2..По производственному назначению различают затраты:
- 38 . Планирование затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг). Порядок составления плановой калькуляции.
- Сырье и материалы.
- Топливо и энергия для технологических целей.
- 39. Порядок планирования и состав смет затрат на производство и реализацию продукции
- 40. Финансовый анализ смет и контроль затрат
- 41. Прибыль – основной источник денежных накоплений в организации. Виды прибыли.
- 42. Планирование прибыли
- 43.Способы снижения степени риска
- 44. Сущность, виды и критерии финансовых рисков
- 51 . Форма и виды бюджетного контроля
- 1. Контроль с прямой связью
- 2. Контроль с обратной связью
- 52. Управление по отклонениям
- 53.Гибкие бюджеты в системе контроля исполнения бюджета
- 54. Цели и блок схема проведения план – факт анализа
- 55. Анализ исполнения финансового бюджета
- 56. Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета
- 57. Анализ исполнения операционного бюджета. Вертикальный анализ
- 58. Горизонтальный факторный анализ исполнения операционного бюджета
- 59 . Анализ исполнения инвестиционного бюджета