logo search
фпп но не все

59 . Анализ исполнения инвестиционного бюджета

Методологически правильно проводить вторым после операционного бюджета план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета. Это обусловливается тем, что отклонения финансового бюджета (баланс движения денежных средств, динамика чистого оборотного капитала) определяются как текущей хозяйственной деятельностью (операционный бюджет), так и вложениями во внеоборотные активы (инвестиционный бюджет). Таким образом, последовательность проведения план-факт анализа «повторяет» последовательность составления сводного бюджета предприятия.

Отметим важную особенность инвестиционного бюджета: баланс инвестиций предприятия за бюджетный период представляет из себя следующее:

Онк = Онс + И – Ис, где

Онк – остаток незавершенного строительства и оборудования к установке на конец периода;

Онс - остаток незавершенного строительства и оборудования к установке на начало периода;

И – инвестиционные вложения (освоение средств);

Ис – списание инвестиций (сдача объектов)

Вообще, доходность инвестиций (показатели окупаемости, чистой текущей стоимости, внутренней нормы рентабельности и др.) планируется в рамках долгосрочного бюджета («бюджета развития») на 1—3 года. В рамках же краткосрочного (квартального) бюджета подход к инвестициям осуществляется главным образом через призму освоения, то есть расходования оборотных средств предприятия (в основном денежных) на цели капитального строительства. Это означает иммобилизацию части текущих активов и снижение ликвидности баланса предприятия.

Одновременно инвестиционный бюджет в рамках краткосрочного периода также влияет на текущие доходы и расходы (отчет о финансовых результатах как «выходная форма» операционного бюджета) за счет:

• дивестиций (возможной продажи объектов незавершенного строительства и основных средств). Величина прибыли(убытка) от дивестиций формируется как разность между выручкой от реализации и балансовой стоимостью продаваемых внеоборотных активов;

• начисленных амортизационных отчислений по основным средствам как части текущей себестоимости выпуска и реализации;

• повышения чистой операционной прибыли (чистой прибыли в рамках план-факт анализа операционного бюджета, то есть кредитовый/дебетовый остаток по счету 90 «Продажи») в результате введения в строй в рамках краткосрочного бюджетного периода объектов капитального строительства (производственная, складская и сбытовая инфраструктура). Ввод в действие объектов капитального строительства повышает чистую операционную прибыль за счет увеличения выручки (объекты инновации, то есть расширения существующих мощностей) и снижения себестоимости выпуска и реализации (объекты модернизации). Отметим, что при анализе исполнения инвестиционного бюджета фиксируются вмененные издержки по упущенной прибыли от срыва ввода в действие запланированных в рамках краткосрочного бюджетного периода новых производственных мощностей, что означает недополученную прибыль по причинам, не связанным с текущим финансовым циклом оборотного капитала (то есть по причинам, выходящим за рамки операционного бюджета).

Таким образом, инвестиционный бюджет влияет как на финансовое состояние предприятия (как иммобилизация части ликвидных (оборотных) ресурсов предприятия), так и на конечные финансовые результаты.

Выводы

1. Бюджетный контроль реализуется в форме процедур предварительного (опережающего) и текущего (оперативного) контроля, а второй - в форме заключительного (результирующего) контроля. Все формы контроля осуществляются специалистами учетно-финансовой службы и руководителями центров ответственности всех уровней.

Предварительный контроль устанавливается до начала решения управленческой задачи. Его главная цель состоит в определении готовности и возможности реализации управленческого решения имеющимися в распоряжении организации ресурсами.

Текущий контроль осуществляется с начала управленческой, финансово-хозяйственной или производственной операции до момента достижения требуемого результата или с начала до конца бюджетного периода.

Задача текущего контроля - вовремя обнаружить отклонения от утвержденных планов, нормативов, инструкций и решить возникающие проблемы прежде, чем это приведет к негативным последствиям или потребует слишком больших затрат на свое преодоление.

Заключительный контроль проводится по результатам выполнения планов и решения поставленных задач и дает руководству организации информацию о факте и степени достижения поставленной цели. Заключительный контроль оформляется в форме отчетов о выполнении планов (бюджетов) на всех уровнях ответственности в организации с выбранной периодичностью, а также ревизионных проверок деятельности различных центров ответственности.

2. Управление по отклонениям подразумевает текущий и итоговый анализ отклонений и выявление их причин. При этом не следует в пылу бюрократического рвения тратить время на анализ всех отклонений: анализировать следует лишь значимые отклонения. Используются два наиболее часто встречающихся подхода к определению значимости отклонений - в процентах к бюджету и по абсолютной величине.

Бюджетный контроль – систематически протекающий процесс обработки информации, предназначенный для выявления различий между плановыми величинами в финансовых планах и величинами, взятыми для сравнения, а также анализа выявленных отклонений

3. Система контроля исполнения бюджета включает:

В составлении гибкого бюджета необходимо выделить три ключевые стадии:

гибкий бюджет сравнивается с фактическими результатами и в целях контроля о важных несоответствиях сообщается правлению

4.Третьей, заключительной, стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа хозяйственной деятельности еще иногда называют план-факт анализом, потому что при его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду в отличие, например, от бизнес-диагностики, или финансового анализа, где фактические данные отчетного периода сравниваются с фактическими же данными базисных (прошлых) периодов.

Информационным обеспечением план-факт анализа исполнения сводного бюджета является система комплексного нормативного учета, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических в течение всего бюджетного периода.

5.Анализ исполнения сводного бюджета компании проводится в три этапа.

Этап 1. Общее изучение отклонений затрат, выручки и финансовых результатов, движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия и источников их финансирования на основе сравнения плановых и фактических «выходных форм» сводного бюджета: отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета об инвестициях, отчета об изменении финансового состояния, баланса на конец бюджетного периода. Собственно это еще не анализ, в позитивное изучение (фиксация отклонений), так как анализ всегда носит нормативный характер, то есть дает оценку исследуемых процессов.

Этап 2. Анализ исполнения трех основных (агрегированных) подбюджетов сводного бюджета:

• план-факт анализ исполнения операционного бюджета;

• план-факт анализ исполнения инвестиционного бюджета;

• план-факт анализ исполнения финансового бюджета. На данном этапе анализ отклонений и формулировка выводов проводится по каждому агрегированному подбюджету отдельно.

Этап 3. Синтез. Так как все три вышеуказанных составляющих сводного бюджета являются взаимосвязанными, в первую очередь, через динамику денежных поступлений и расходов, то после детального факторного анализа операционного, инвестиционного и финансового бюджетов появляется возможность сделать количественно обоснованные выводы о выполнении сводного бюджета предприятия в целом.