Порядок формирования розничной цены продукции
Себестоимость продукции | Прибыль | Налог на добавленную стоимость (НДС) | Надбавка посредника | Торговая надбавка |
| ||||||
Затраты посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Издержки обращения торговли | Прибыль торговли | НДС |
| |||||
5000 | 2000 | 1260 (18 % от 7000) | 1000 | 500 | 270 (18 % от 1500) | 1000 | 1000 | 360 (18 % от 2000) |
| ||
Оптовая цена (7000) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Оптово-отпускная цена (8260) |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Оптово-отпускная цена снабженческо-сбытовых организаций (10030) |
|
|
|
|
| ||||||
Розничная цена (12390) |
|
Как видно из табл. 3.9, оптовые цены формируются на стадии производства товаров и должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию запланированный уровень прибыли.
Формирование цен предприятий розничной торговли и снабженческо-сбытовых производится исходя из цен закупки без НДС с добавлением торговой надбавки и НДС. При этом сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и продажей товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками этих товаров.
Оптово-отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги – НДС и акцизы. Отпускные цены снабженческо-сбытовых организаций формируются на стадии посредничества и включают в свой состав посредническую надбавку (комиссионное вознаграждение, наценка посредника). Эта надбавка, или вознаграждение, представляет собой цену услуг посредника по продвижению товара от производителя и включает в свой состав затраты, прибыль посредника и НДС.
Розничные цены устанавливаются исходя из цен закупки у снабженческо-сбытовых организаций с учетом торговой надбавки (торговой наценки). Торговая надбавка (наценка) включает в свой состав издержки обращения, прибыль предприятия и косвенные налоги. Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя и включают в свой состав расходы на перевозку товаров, оплату труда, расходы на аренду и содержание помещений, расходы на хранение, маркировку, упаковку товаров, расходы на рекламу и т. п.
Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространены государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Севера, армии, создания государственных резервов.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых создается продукт не в материально-вещественной форме, а изменяется качество имеющегося продукта. Разновидностью цен, устанавливаемых в соответствии с количественными параметрами услуг, служат цены, рассчитанные на единицу потребительского блага – тарифы. Такая форма цен получила наибольшее развитие в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи. Например, расчет квартирной платы производится за каждый квадратный метр, цена за воду установлена в расчете на 1 м3, на электроэнергию – на 1 кВт ∙ ч. Прейскурант на услуги транспорта содержит систему таблиц, отражающих изменение цены билета в зависимости от дальности и условий поездки.
Цены, отражающие качественные параметры услуги, дифференцируются либо по предприятиям в зависимости от условий потребления услуг, либо по категориям сервисных предприятий. Примером дифференциации цен по условиям потребления услуг могут служить цены на билеты зрелищных мероприятий (театров, киноцентров на сеансы в вечерние часы, выходные и праздничные дни, гастроли известных артистов), которые поставлены в зависимость от размещения мест. Цены на услуги гостиниц устанавливаются в зависимости от категории гостиницы, благоустройства номера, набора дополнительных услуг.
По характеру установления цен на услуги различают единые, средневзвешенные, скрытые цены.
Единые цены устанавливают на конкретные виды услуг без учета количественных и качественных параметров их потребления, например цены на разовые услуги городского пассажирского транспорта. Различия в размере городов, а следовательно, и в дальности поездок обусловили дифференциацию цен на услуги наземного городского транспорта по городам.
Средневзвешенные цены используются при реализации документов, дающих право их владельцам на пользование услугой в продолжение определенного отрезка времени (например абонементное обслуживание). Средневзвешенные цены устанавливаются на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема их потребления.
Особым видом цен на услуги являются скрытые цены, включаемые в цены физических продуктов (например стоимость проявления пленки включена в ее продажную цену). Разновидностью скрытых цен являются частичные цены, которые устанавливаются на услуги, оплачиваемые отдельно. Такой метод используется при установлении цен на взаимодополняемые услуги.
Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.
Группировка цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов на основе франкирования цен. Цена-франко обозначает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену. Порядок формирования различных видов франко-цен представлен в табл. 3.10:
Таблица 3.9.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление