1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
Правовое регулирование налоговой системы РФ регламентировано законодательством России, которое включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
НК установлено, что законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Принципы построения российской налоговой системы приведены на рис. 1.2.
Принципы построения российской налоговой системы
Принцип всеобщности и равенства налогообложения
Принцип реальной возможности для налогоплательщика уплатить налог
Принцип недопущения дискриминации налогоплательщика по социальным, национальным, расовым, религиозным и иным подобным критериям
Принцип обеспеченности единства налоговой системы на всей террито-рии России
Принцип экономической обоснованности. Налоги не могут быть произвольными
Принцип ясности норм налогового законодательства и толкования их впользу налогоплательщика
Принцип отрицания обратной силы налогового закона, ухудшающего положение налогоплательщиков
Рис. 1.2. Принципы построения российской налоговой системы
Налоговый кодекс РФ в значительной части стал законом прямого действия. Это касается прежде всего установления видов налогов и их перечня на федеральном, субъектов федерации и местном уровне; процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие элементы:
Объект налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога
Налоговые льготы
Кодекс определил специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Это может быть:
*Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
* Упрощенная система налогообложения.
*Патентный режим налогообложения.
*Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
*Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В правилах исполнения обязанности по уплате налога НК дается понятие реализации товаров, работ или услуг.
Согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях - на безвозмездной основе.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договор о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между участниками;
передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного и (или) муниципального жилого фонда при проведении приватизации;
изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;
иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам лишь в следующих случаях:
между взаимозависимыми лицами;
при совершении внешнеторговых сделок;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в пределах непродолжительного периода времени.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
лица, которые могут быть признаны взаимозависимыми по решению суда.
В случае, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки и подлежащие проверке налоговыми органами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии - однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом учитываются надбавки к цене и скидки, применяемые по сделкам между невзаимозависимыми лицами. Таким образом могут быть учтены при определении рыночной цены скидки, обусловленные:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой;
реализацией опытных образцов товаров и моделей.
Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к продавцу (покупателю) территории. Это может быть территория РФ или иная другая страна (территория).
Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении и признании однородности товаров учитываются, в ча
стности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги учитывается информация о сделках, заключенных в момент реализации этого товара по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях. Учитываются, в частности, такие условия сделок, как количество поставляемого товара, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые при сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Используются также официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки налогоплательщики должны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога, начиная со следующего дня за установленным сроком уплаты.
Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены II и III разделы кодекса.
Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 16.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5