9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
С 1.01.2004 г. действует глава НК РФ (гл. 25.1), которая установила сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в случае их изъятия из среды обитания. Такой вид деятельности осуществляется на основании лицензий (разрешений) на пользование данными объектами, выдаваемых в соответствии с законодательством РФ.
Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели - пользователи объектов животного мира и водных ресурсов. При этом платными объектами пользования являются водные биологические ресурсы во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, содержащиеся в перечне ст. 333.3 НК РФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).
В случае пользования ресурсами для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лиц, не относящихся к ним, но постоянно проживающих в этих местах, объекта обложения не возникает. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами устанавливают лимиты использования объектов животного мира и квоты на вылов (добычу) объектов водных ресурсов для удовлетворения собственных нужд.
Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. К примеру, максимальная ставка применяется при изъятии овцебыка, гибрида зубра с бизоном или домашним скотом в размере 15000 руб. и минимальная ставка 20 руб. - за фазана или тетерева. При изъятии молодняка
(в возрасте до одного года) диких копытных животных применяется ставка, пониженная на 50%. Ставка сбора устанавливается в размере 0 рублей в случаях пользования объектами животного мира в целях:
охраны здоровья населения; устранения угрозы для жизни человека; предохранения заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных и др.;
изучения запасов, а также в научных целях.
Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов. Дифференциация ставок осуществлена по бассейнам морей, рек, озер, водохранилищ и видам биологических ресурсов. Например, ставка сбора за промысел трески в Дальневосточном бассейне установлена в размере 3000 руб. за одну тонну, а в Северном бассейне - 5000 руб.
Ставки сбора за морских млекопитающих дифференцированы по их видам. Например максимальная ставка за промысел касатки и других китообразных (за исключением белуги) - 30000 руб. за одну тонну, минимальная - за кольчатую нерпу, каспийского тюленя - 10 руб. за одну тонну.
Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций (по перечню Правительства РФ) ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов - морских млекопитающих устанавливаются в размере 15% от утвержденных ставок. Возможно применение ставки в размере 0 рублей в том случае, если пользование объектами животного мира и водных ресурсов осуществляется:
♦ при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
♦ рыболовстве в нучно-исследовательских и контрольных целях. Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных
ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора.
За пользование объектами животного мира и водными объектами сбор уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа.
Сумма сборов зачисляется на счета органов федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
9.5. Водный налог Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водо
пользования. В целях рационального использования природных ресурсов в РФ введена плата за пользование водными объектами, с 1.01. 2005 г. -водный налог. Понятие «водный объект» определено Водным кодексом РФ - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, определена ст. 123 ВК РФ. Она включает:
плату за пользование водными объектами (водный налог);
плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
За выдачу лицензий на водопользование взимается сбор (ст. 126 ВК РФ). Водный налог, установленный главой 25.2 НК РФ, введён в действие с 1.01.2005 г. вместо существовавшей до этой даты платы за пользование водными объектами.
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование.
Физические лица, использующие воду для специальных (особых) целей, должны иметь лицензию. Такие лицензии выдаются гражданам при использовании воды для их предпринимательской деятельности. Этот порядок установлен ст.27 Водного кодекса РФ. Следовательно, водный налог платят организации и индивидуальные предприниматели.
Разъяснения требует и понятие специального и (или) особого водопользования. К специальному водопользованию относится забор воды, который плательщики производят из рек, озер и т.д. для снабжения населения, а также удовлетворения собственных нужд. Забирать воду они должны при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств. Если же водоемы используются, к примеру, для нужд обороны, для сохранения или производства рыбы, то они находятся в особом пользовании. Такие разъяснения даны в Правилах предоставления в пользование водных объектов, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 03.04.97 г. № 383 и содержатся в Перечне видов специального водопользования, утвержденном приказом Минприроды России от 23.10.98 №232.
Объекты налогообложения возникают в том случае, если организации и физические лица:
забирают воду из водоемов;
сплавляют по воде лес в платах и кошелях;
используют водное пространство в других целях, помимо сплава леса в платах и кошелях. К таким целям относятся, например, добыча полезных ископаемых, проведение буровых и строительных работ и т.д.;
используют водоемы без забора воды для целей энергетики.
Не являются объектами налогообложения следующие виды водопользования:
забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальные воды;
забор воды для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных пропусков;
забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизведения водных биологических ресурсов;
использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водотранспортного и канализационного назначения; организации отдыха, предназначенного исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей; обеспечения нужд обороны и безопасности государства, рыболовства, охоты и др.
Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и представлена в таблице 9.5.1.
Таблица 9.5.1 Налоговая база по каждому виду водопользования
Объект налогообложения | Налоговая база |
Забор воды | Объем воды, забранной за налоговый период (тыс. куб. м) |
Использование акватории водных объектов для сплава в плотах и кошелях | Объем сплавляемой древесины (тыс. куб. м), умноженный на расстояние сплава в км /100 |
Использование акватории Площадь предоставленного водного |
водных объектов в других целях пространства | |
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии | Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период |
Объем воды, забранный из водного объекта, определяется за налоговый период, которым является квартал, на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды. При отсутствии таких приборов забор воды устанавливается на основании времени работы и производительности технических средств. Если это сделать невозможно, применяются нормы водопотреб-ления. Налоговые ставки дифференцированы по видам водопользования, бассейнам рек, озер, морей. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также факт, является ли водный объект поверхностным или подземным.
Налоговые ставки установлены в следующих единицах измерения:
Объект налогообложения \ Единица измерения ставок
Таблица 9.5.2
Забор воды | В рублях за 1 тыс. куб. м забранной воды |
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях | В рублях за 1 тыс. куб. м древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава |
Использование акваторий водных объектов в других целях | В тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории |
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии | В рублях за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии |
Например, самая высокая налоговая ставка установлена при заборе воды в Восточно-Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал:
из поверхностных водных объектов - 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды;
из подземных водных объектов - 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Самая низкая ставка - в Северном экономическом районе при заборе
воды из бассейна реки Печора:
из поверхностных водных объектов - 246 руб. за 1 тыс. куб. м воды;
из подземных водных объектов - 300 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Установленные ставки применяются в пределах квартальных (годовых) лимитов, указанных в лицензиях на водопользование. При уплате налога за сверхлимитный забор воды ставки увеличиваются в 5 раз. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов его величина определяется расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. Если забор воды осуществляется для водоснабжения населения, применяется ставка 70 руб. за 1 тыс. куб. м.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога. Срок уплаты налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее этого срока в налоговый орган представляется налоговая декларация.
Пример. ООО « Еренада» использует для технологических нужд воду, которую забирает из поверхностных вод реки Кубань. Общество имеет лицензию на водопользование. Лимит воды на 2009 г. для нее установлен в размере 60000 куб. м. Квартальный лимит в лицензии не указан. По данным журнала первичного учета использования воды объем забранной воды за 1 квартал составил 12000 куб. м. Таким образом, вода выбрана в пределах квартального лимита, который равен 15000 куб. м (60 тыс. куб. м : 4). Ставка налога составляет 480 руб. за 1000 куб. м забранной воды.
Водный налог, который нужно заплатить за 1 квартал 2009 г., равен:
120000 куб.м х 480 руб. = 5760 руб.
9.6. Земельный налог Федеральный закон от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ дополнил Налоговый кодекс РФ главой 31 «Земельный налог», которая вступила в силу с
I. 01.2005 г. Новая глава заменяет Закон РФ «О плате за землю» (от
II. 01.91 г. №1738 -1). Однако Закон РФ «О плате за землю» утрачиваетсилу не с 1.01.05 г., а спустя год, с 1.01.06 г. В течение 2005 г. действовалидва законодательных акта. Это обусловлено тем, что земельный налог яв-ляется местным и вводится в действие как Налоговым кодексом РФ, так изаконами субъектов федерации, в городах федерального значения (г. Мо-сква и г. Санкт-Петербург) и нормативными правовыми актами предста-вительных органов муниципальных образований. Субъекты (муниципаль-ные образования) должны принять закон (нормативно-правовой акт) овведении в действие земельного налога на основании главы 31 НК РФ насвоих территориях. Если это не происходило, в течение 2005 г. налог рас-считывался по-старому.
В соответствии с Налоговым кодексом в составе налогоплательщиков существенных изменений не произошло. Плательщиками земельного налога признаются, как и ранее, организации и физические лица, обла
дающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Изменения заключаются в том, что из числа налогоплательщиков исключены организации, пользующиеся земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования.
Объектом налогообложения является земельный участок, расположенный в пределах муниципального образования (г. Москва и г. Санкт-Петербург), на территории которого введен налог.
Не относятся к объектам налогообложения земельные участки:
изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ; объектами, включенными в Список всемирного наследия, являющимися историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
в пределах лесного фонда;
занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
С введением главы 31 НК РФ принципиально меняется по своей экономической сути расчет земельного налога, и прежде всего это касается порядка определения налоговой базы
Глава 31 НК РФ устанавливает налоговую базу как кадастровую стоимость земельного участка, определяемую в соответствии с земельным законодательством. Кадастровая стоимость земельного участка учитывает качество земли, зависящее от многих факторов, в том числе природных, и дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей.
Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму в размере 10000 руб.:
лиц, имеющих почетное звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
инвалидов I и II группы, а также лиц, имеющих III степень ограничения способностей к трудовой деятельности, инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов ВОВ и боевых действий;
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с федеральными законами о социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
физических лиц, принимающих участие в испытаниях и ликвидации ядерного и термоядерного оружия;
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате работ, связанных с ядерными установками.
Налоговым периодом для налогоплательщиков является календарный год. Органам государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать для организаций и физических лиц - индивидуальных предпринимателей в качестве отчетного периода первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года.
Налоговый кодекс определяет базовые принципы для расчета земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального подчинения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилому фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в
зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По сравнению с Законом РФ «О плате за землю» сокращен перечень организаций и физических лиц, освобождаемых от налогообложения на основании льгот.
В частности, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
организации и учреждения уголовно-исправительной системы Министерства юстиции РФ;
организации - в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования;
религиозные организации - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности;
организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее - 25%, - в отношении земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и иных полезных ископаемых), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурных, спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, а также их общины - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов этих народов.
Сумма земельного налога определяется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют налог самостоятельно. Для физических лиц исчисляют налог и выписывают налоговое уведомление налоговые органы. В случае уплаты в течение года авансовых платежей сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между налогом, исчисленным за год, и авансовыми платежами. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков.
По истечении налогового периода организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим отчетным периодом.
Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). Однако срок уплаты налога в бюджет для физических лиц не может быть установлен ранее первого ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5