7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
ственников, инвесторов, кредиторов и менеджеров в процессе управления эффективностью его использования, выравнивание которых вызывает увеличение стоимости отдельных его элементов. Это вносит определенные коррективы в процесс оптимизации структуры капитала по критерию его средневзвешенной стоимости (а соответственно и рыночной стоимости предприятия). Авторы отдельных теоретических положений этой концепции — М. Гордон, М. Дженсен, У. Меклинг, Д. Галей, Р. Ма-зулис, С. Майерс и некоторые другие современные экономисты, — не изменяя принципиально сущности компромиссной концепции, позволили существенно расширить область ее практического использования за счет исследования отдельных факторов.
Сущность концепции противоречия интересов формирования капитала предприятия составляют теории асимметричной информации, сигнализирования, мониторинговых затрат и некоторые другие.
• Теория асимметричной информации основываетсяна том, что рынок капитала не может быть полностьюсовершенным во всех своих аспектах и в течение всегопериода своего предстоящего функционирования дажев наиболее экономически развитых странах. Реально функционирующий рынок формирует в силу своего несовершенства (недостаточной "прозрачности") неадекватную ("асимметричную") информацию для отдельных егоучастников о перспективах развития предприятия. Это,в свою очередь, порождает неравнозначную оценку предстоящего уровня доходности и риска его деятельности,а соответственно и условия оптимизации структуры капитала. Асимметричность информации проявляется втом, что менеджеры предприятия получают более полную информацию по рассматриваемому аспекту, чем егоинвесторы и кредиторы. Если бы последние располагали такой же полной информацией, что и менеджерыпредприятия, они имели бы возможность более правильно формировать свои требования к уровню доходностипредоставляемого предприятию капитала. А это в своюочередь позволяло бы оптимизировать структуру капитала в соответствии с реальным финансовым состояниемпредприятия и реальными перспективами его развития.
• Теория сигнализирования ("сигнальная теория"),являясь логическим развитием теории асимметричной
информации, основывается на том, что рынок капитала посылает инвесторам и кредиторам соответствующие сигналы о перспективах развития предприятия на основе поведения менеджеров на этом рынке. При благоприятных перспективах развития менеджеры будут стараться удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет привлечения заемных финансовых средств (в этом случае ожидаемый дополнительный доход будет принадлежать исключительно прежним собственникам и создаст условия для существенного роста рыночной стоимости предприятия). При неблагоприятных перспективах развития менеджеры будут стараться удовлетворить дополнительную потребность в финансовых ресурсах за счет привлечения собственного капитала из внешних источников, т. е. за счет расширения круга инвесторов, что позволит разделить с ними сумму предстоящих убытков. Теория сигнализирования в условиях асимметричной информации позволяет инвесторам и кредиторам лучше обосновывать свои решения о предоставлении капитала предприятию (хотя и с определенным "лагом запаздывания"), что отражается соответствующим образом на формировании его структуры. • Теория мониторинговых затрат ("теория затрат на осуществление контроля") базируется на различии интересов и уровня информированности собственников и кредиторов предприятия. Кредиторы, предоставляя предприятию капитал, в условиях асимметричной информации требуют от него возможности осуществления собственного контроля за эффективностью его использования и обеспечением возврата. Затраты по осуществлению такого контроля кредиторы стараются переложить на собственников предприятия путем их включения в ставку процента за кредит. Чем выше удельный вес заемного капитала, тем выше уровень таких мониторинговых затрат (затрат на осуществление контроля). Иными словами, мониторинговые затраты (как и издержки банкротства) имеют тенденцию к увеличению с ростом удельного веса заемного капитала, что приводит к росту средневзвешенной стоимости капитала, а соответственно и снижению рыночной стоимости предприятия. Следовательно, наличие мониторинговых затрат ограничивает эффективность использования заемного
капитала и должно обязательно учитываться в процессе оптимизации его структуры.
8. Современные теории структуры капитала формируют достаточно обширный методический инструментарийоптимизации этого показателя на каждом конкретном предприятии. Основными критериями такой оптимизации выступают:
приемлемый уровень доходности и риска в деятельности предприятия;
минимизация средневзвешенной стоимости капитала предприятия;
максимизация рыночной стоимости предприятия.
Приоритет конкретных критериев оптимизации структуры капитала предприятие определяет самостоятельно. Исходя из этого можно сделать вывод: не существует единой оптимальной структуры капитала не только для разных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях его развития.
9. Процесс оптимизации предполагает установлениецелевой структуры капитала. Под целевой структурой капитала [target capital structure] понимается соотношениесобственных и заемных финансовых средств предприятия,которое позволяет в полной мере обеспечить достижениеизбранного критерия ее оптимизации. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровеньдоходности и риска в деятельности предприятия,минимизирует средневзвешенную его стоимость илимаксимизирует рыночную стоимость предприятия. Показатель целевой структуры капитала предприятия отражает финансовую идеологию его собственников илименеджеров и входит в систему стратегических целевыхнормативов его развития.
10. Показатель целевой структуры капитала изменчив в динамике и поэтому требует периодической корректировки. Ряд экономистов объясняют эту динамичностьлишь теоретическим базисом, избранным для его установления, подразделяя все современные теории структуры капитала на статические (теории компромисснойконцепции) и динамические (теории концепции противоречия интересов). Такая трактовка динамичности показателя структуры капитала представляется нам оши-
бочной. Динамизм целевой структуры капитала определяется не избранным в качестве методического инструментария теоретическим подходом, а динамизмом конкретных факторов, рассматриваемых любой теорией структуры капитала. Так, основу теорий компромиссной концепции (относимых экономистами к статичным) составляют такие факторы, как ставка ссудного процента, уровень налогообложения прибыли, уровень операционных затрат по привлечению капитала и некоторые другие, которые очень изменчивы в динамике (особенно высок динамизм этих факторов в условиях экономики переходного периода).
С учетом изложенного можно сделать следующий вывод: динамизм показателя целевой структуры капитала не зависит от теоретического подхода, положенного в основу методического инструментария его установления, а определяется изменчивостью системы факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов