2.2. Функции и механизм управления прибылью
Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием рассматриваемой системы управления прибылью.
Функции управления прибылью как управляющей системы. Эти функции являются составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т.п. В теории управления эти функции характеризуются как общие.
Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические.
В наиболее общем виде состав основных функций управления прибылью в разрезе этих групп представлен на рис. 2.2.
Рисунок 2.2. Характеристика основных функций управления прибылью предприятия в разрезе отдельных групп
Рассмотри содержание основных функций управления прибылью в разрезе отдельных групп.
В группе функций управления прибылью как управляющей системы основными из них являются:
Разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью предприятия. В процессе реализации этой функции исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры товарного и финансового рынков формируется система целей и целевых показателей формирования и использования прибыли на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается система действий предприятия по основным направлениям развития его прибыли. Стратегия управления прибылью предприятия рассматривается как неотъемлемая составная часть общей стратегии его экономического развития.
Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных "центров ответственности". В процессе реализации этой функции управления прибылью необходимо обеспечить постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлениям хозяйственной деятельности. Организационные структуры управления прибылью должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием.
Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей управления прибылью; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг конкурентной позиции предприятия и конъюнктуры товарного и финансового рынков.
Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли. В процессе реализа-
ции этой функции проводится экспресс-анализ отдельных хозяйственных операций; исследуется уровень и динамика основных показателей развития прибыли в разрезе видов деятельности и "центров ответственности" предприятия; осуществляется фундаментальный анализ факторов, влияющих на формирование и использование прибыли в рассматриваемом периоде.
Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли. Реализация этой функции связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности, генерирующим прибыль. Основой такого планирования является разработанная стратегия управления прибылью, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного дважения предприятия к поставленным стратегическим целям.
Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования. В процессе реализации этой функции формируется система поощрений и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых показателей, нормативов и плановых заданий. Индивидуализация системы стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей предприятия и функциональных менеджеров.
Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли. Реализация этой функции управления прибылью связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии; разделением контрольных обязанностей отдельных служб и функциональных менеджеров; определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов; оперативным реагированием на результаты общественного контроля.
В группе функций управления прибылью как специальной области управления предприятием основными из них являются:
1. Управление формированием прибыли. Функциями этого управления является обоснование целевой потребности в общей сумме прибыли, необходимой для эф-
фективного развития предприятия; прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достижения.
2. Управление распределением и использованием прибыли. В процессе реализации этой функции обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части; обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности, а внутри них — по отдельным направлениям использования.
Основные принципы управления прибылью как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики хозяйственной деятельности отдельных предприятий. При осуществлении такой конкретизации на каждом предприятии может быть построена многоуровневая функциональная система управления прибылью. Принципиальная схема построения такой детализированной многоуровневой функциональной системы управления прибылью приведена на рис. 2.3.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм управления прибылью представляет собой систему основных элементов регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы (рис. 2.4.).
1. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.
Рисунок 2.3. Принципиальная схема многоуровневой функциональной системы управления прибылью предприятия.
Рисунок 2.4. Характеристика основных элементов механизма управления прибылью.
Государственное нормативно-правовое регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют получение и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных средств и нематериальных активов; регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд; регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно
регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.
4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие (их содержание будет подробно рассмотрено в последующих разделах).
Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов