3.4. Системы и методы планирования прибыли
Основу механизма управления прибылью предприятия составляют системы и методы ее планирования. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Планирование прибыли на предприятии (или внутрифирменное ее планирование) базируется на использовании трех основных его систем: 1) прогнозирование формирования и распределения прибыли предприятия; 2) текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли предприятия; 3) оперативное планирование формирования и использования прибыли предприятия. Каждой из этих систем планирования прибыли присущи свои формы реализации его результатов (таблица З.1.).
Все системы планирования прибыли предприятия находятся во взаимосвязи и реализуются в определен ной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является разработка стратегии управления прибылью предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование прибыли создает основу для разработки и доведения до исполнителей оперативных бюджетов по всем основным вопросам ее формирования и использования.
Таблица 3.1. Системы планирования прибыли предприятия и формы реализации его результатов
Системы планирования прибыли | Формы реализации планирования прибыли | Период планирования |
1. Прогнозирование формирования и распределения прибыли | Разработка стратегии формирования и распределения прибыли предприятия (политики управления прибылью) | до 3-х лет |
2. Текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли | Разработка текущих финансовых планов по всем основным аспектам формирования, распределения и использования прибыли предприятия | 1 год |
3. Оперативное планирование формирования и использования прибыли | Разработка и доведение до исполнителей бюджетов по всем основным вопросам формирования и использования прибыли предприятия | месяц, квартал |
1. Система прогнозирования формирования и распределения прибыли является наиболее сложной в общем механизме управления ею и требует для своей реализа-
ции высокой квалификации исполнителей. Ее реализация заключается в разработке стратегии управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой стратегией понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Процесс разработки стратегии управления прибылью предприятия проходит ряд этапов (рис. 3.15.):
Рисунок 3.15. Содержание и последовательность разработки стратегии управления прибылью предприятия.
Определение общего периода разработки стратегии формирования и распределения прибыли предприятия зависит от ряда условий.
Главным условием определения периода формирования этой стратегии является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия и его финансовой стратегии. Это связано с тем, что стратегия управления прибылью предприятия является неотъемлемой составной частью этих стратегий и, так как носит по отношению к ним подчиненный характер, она не может выходить за пределы периода их разработки (более короткий период разработки стратегии управления прибылью допустим).
Важным условием периода формирования стратегии управления прибылью является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного и финансового рынков, с которыми связана деятельность предприятия. В условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет.
Условиями определения периода формирования стратегии управления прибылью являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе анализируется конъюнктура товарного и финансового рынков и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этих рынков, связанных с деятельностью предприятия.
Определение системы стратегических целей формирования и распределения прибыли должно быть подчинено главной цели управления ею — максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.
Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях с тем, чтобы впоследствии можно было легко оценить — приблизилось ли предприятие к своим стратегическим целям или отдалилось от них. В качестве таких целевых показателей могут быть установлены:
среднегодовой темп роста прибыли;
уровень рентабельности собственного капитала;
качество формируемой прибыли по отдельным ее видам;
соотношение капитализируемой и потребляемой чистой прибыли и другие.
Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации осуществляется обычно по годам перспективного периода, что создает основу последующего текущего ее планирования. При этом должна быть обеспечена синхронизация во времени всех стратегических целевых показателей управления прибылью с учетом последовательности и комплексности решаемых предприятием задач.
Разработка политики формирования прибыли определяет основные пути достижения разработанных целевых показателей. Составными частями такой политики могут быть политика формирования доходов, налоговая политика, амортизационная политика и т. п.
Разработка политики распределения прибыли носит аналогичный характер относительно этого аспекта управления прибылью. Составными частями этой политики могут быть инвестиционная политика, дивидендная политика, политика участия персонала в прибыли и т. п.
Разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации стратегии управления прибылью предусматривает формирование на предприятии центров ответственности разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей; разработку системы стимулирования работников за их вклад в формирование и эффективное использование прибыли и т. п.
Оценка разработанной стратегии управления прибылью проводится по следующим основным параметрам:
— согласованность стратегии с внешней средой.В процессе этой оценки определяется насколько разрабо-
танная стратегия управления прибылью соответствует прогнозируемому развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры товарного и финансового рынков;
внутренняя сбалансированность стратегии. При этом определяется насколько она согласуется с общей финансовой стратегией предприятия; насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые показатели стратегии управления прибылью; насколько эффективны и согласованы между собой мероприятия по обеспечению ее реализации;
реализуемость стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия: производственного, финансового, кадрового и т. п.;
приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией стратегии. Так как уровень прибыли тесно связан с уровнем рисков, в процессе оценки необходимо определить насколько уровень хозяйственных рисков является допустимым для деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь;
результативность стратегии. Оценка результативности стратегии управления прибылью может быть определена прежде всего с помощью ранее рассмотренной системы коэффициентов рентабельности. Наряду с этим, могут быть оценены и внеэкономические результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации предприятия; повышение уровня управляемости структурными его подразделениями (при создании центров ответственности); улучшение условий труда и быта работников; повышение уровня материальной и социальной удовлетворенности персонала (за счет эффективных программ его участия в прибыли) и т. п.
Разработка стратегии управления прибылью позволяет принимать эффективные управленческие решения по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования в процессе текущего планирования.
2. Система текущего планирования формирования, распределения и использования прибыли базируется на стратегии управления ею и состоит в разработке конкретных видов планов. Исходными предпосылками для разработки таких текущих планов являются:
— целевые показатели, разработанные в процессеформирования стратегии управления прибылью;
планируемые объемы производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов;
действующая система ставок налоговых платежей;
результаты анализа прибыли за предшествующий период.
Поскольку ряд исходных предпосылок разработки текущих планов носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно высок, текущие планы желательно разрабатывать в нескольких вариантах — "оптимистическом", "реалистическом", "пессимистическом". '■ Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов по операционной (производственно-коммерческой) деятельности. Целью разработки этого плана является формирование суммы чистой прибыли по этой деятельности.
В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей доходов (валового и чистого) от реализации продукции, издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия. Примерная обобщенная форма плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности приведена в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Примерная форма плана доходов и расходов по операционной деятельности предприятия
Показатели | Кварталы | Итого за год | ||||
I | II | III | IV | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Валовой доход от реализациипродукции — сумма — уровень в % к объему реализации продукции 2. Налоговые платежи за счетоперационных доходов — средняя ставка в % к операционному доходу — сумма |
|
|
|
|
| |
3. Чистый доход от реализации |
|
|
|
|
| |
продукции |
|
|
|
|
| |
— сумма — уровень в % к объему ре- |
|
|
|
|
| |
ализации продукции |
|
|
|
|
| |
4. Издержки — всего |
|
|
|
|
| |
— сумма — уровень в % к объему ре- |
|
|
|
|
| |
ализации продукции |
|
|
|
|
| |
в т.ч.: постоянные — сумма |
|
|
|
|
| |
переменные — сумма |
|
|
|
|
| |
— уровень в % |
|
|
|
|
| |
5. Маржинальная прибыль от |
|
|
|
|
| |
реализации продукции |
|
|
|
|
| |
— сумма — уровень в % к объему ре- |
|
|
|
|
| |
ализации продукции |
|
|
|
|
| |
6. Балансовая (валовая) прибыль |
|
|
|
|
| |
от реализации продукции |
|
|
|
|
| |
— сумма — уровень в % к объему ре- |
|
|
|
|
| |
ализации продукции |
|
|
|
|
| |
7. Налоговые платежи за счет |
|
|
|
|
| |
прибыли |
|
|
|
|
| |
— средняя ставка в % к ба- |
|
|
|
|
| |
лансовой прибыли |
|
|
|
|
| |
— сумма |
|
|
|
|
| |
8. Чистая прибыль от реализа- |
|
|
|
|
| |
ции продукции |
|
|
|
|
| |
— сумма — уровень в % к объему ре- |
|
|
|
|
| |
ализации продукции |
|
|
|
|
|
3. Система оперативного планирования формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода — до 1 года (обычно месячный или квартальный), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Он детализирует показатели текущих
планов и является главным плановым документом, доводимым до центров ответственности всех типов.
Применяемые в процессе оперативного планирования формирования и использования прибыли бюджеты классифицируются по ряду признаков (рисунок 3.16).
Рисунок 3.16. Классификация основных видов бюджетов, разрабатываемых в процессе оперативного планирования формирования и использования прибыли.
Классификация бюджетов по первым двум признакам особых пояснений не требует — она отражает особенности управления прибылью по сферам деятельности предприятия и центрам ответственности разных типов.
По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.
Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров прибыли. Он состоит из двух разделов: 1) текущие расходы; 2) доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности. Доходы от текущей (операционной) хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции — товаров или услуг. Примерная форма текущего бюджета представлена в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Примерная форма текущего бюджета
Показатели | В целом | В т.ч. по месяцам | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | и т.д. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Текущие затраты (издержки) 1. Материальные затраты(по отдельным статьямзатрат) 2. Амортизация основныхфондов и нематериальных активов 3. Расходы на оплату труда 4. Налоговые платежи, относимые на издержки 5. Прочие прямые затраты 6. Накладные расходы, относимые к текущим затратам |
|
|
|
|
|
|
Итого текущие затраты |
|
|
|
|
|
|
II. Доходы от операционной деятельности 1. Доход от реализации продукции 2. Прочие доходы от операционной деятельности |
|
|
|
| Г- |
|
Итого операционные доходы |
|
|
|
|
|
|
III. Налоговые платежи, входящие в цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и др.) |
|
|
|
|
|
|
IV. Чистый доход (II-III) |
|
|
|
|
|
|
У. Валовая операционная прибыль (IV-I) |
|
|
|
|
|
|
VI. Налоговые платежи, уплачиваемые за счет прибыли |
|
|
|
|
|
|
VII. Чистая операционная прибыль (V-VI) |
|
|
|
|
|
|
Капитальный бюджет представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. п. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов). Примерная форма капитального бюджета представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Примерная форма капитального бюджета
Показатели | В целом | В т. ч. по отдельным периодам (кварталам, месяцам) | ||
I | II | и.т.д. | ||
КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ 1. Строительство или приобретение зданий, помещений исооружений 2. Приобретение машин и механизмов 3. Приобретение оборудованияи инвентаря (кроме малоценного и быстроизнашивающегося) 4. Приобретение нематериальных активов 5. Прочие виды капитальных затрат 6. Налоговые и другие обязательные платежи 7. Резерв капитальных затрат |
|
|
|
|
Итого затраты средств |
|
|
|
|
ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ 1. Собственные средства инвестора, направляемые на финансирование капитальных затрат 2. Привлекаемый паевой капитал 3. Привлекаемый акционерныйкапитал 4. Финансовый лизинг 5. Эмиссия облигаций 6. Кредиты банков 7. Прочие источники привлечения финансовых ресурсов |
|
|
|
|
Итого поступления средств |
|
|
|
|
САЛЬДО ЗАТРАТ И ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ |
|
|
|
|
По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат — например, бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и т. п. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат — например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия — например, бюджет расходов по охране предприятия. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, "привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:
где 030 — общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;
Ипост- запланированный объем постоянных статейi бюджета;
Ипер —установленный норматив переменных затрат? бюджета на единицу продукции; ОР —объем выпуска или реализации продукции.
Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т. п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств).
Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и дека-
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов