20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
Процесс планирования целевой суммы прибыли предприятия завершается установлением общего ее размера и определением системы основных показателей, обеспечивающих ее формирование в предстоящем периоде. Порядок этих расчетов последовательно осуществляется по следующему алгоритму:
где ЦЧП —плановая сумма целевой чистой прибыли предприятия;
ЦБП —плановая сумма целевой балансовой прибыли предприятия; ЦМП — плановая сумма целевой маржинальной прибыли предприятия; ЦД — плановая сумма целевого дохода (объема реализации продукции) предприятия; ЦОПт —плановая сумма целевого объема производства товарной продукции предприятия.
Базовым показателем расчета приведенной системы показателей выступает плановая сумма целевой чистой прибыли предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:
цчп = пк + пп,
где ЦЧП—плановая сумма целевой чистой прибыли предприятия;
Пк — потребность в сумме капитализируемой прибыли предприятия в плановом периоде;
Пп — потребность в сумме потребляемой прибыли предприятия в плановом периоде.
Расчет этого показателя позволяет сформировать на предприятии совокупную систему распределения прибыли по отдельным целям ее предстоящего использования. Форма плана чистой прибыли предприятия в разрезе целевых направлений ее предстоящего использования приведена в таблице 20.2.
Таблица 20.2. Планируемые объем и структура целевойчистой прибыли предприятия на год
Показатели | В целом на год | в том числе по кварталам (сумма) | ||||
| сумма | Уд. вес, % | I | II | III | IV |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Чистая прибыль предприятия, предназначенная к капитализации — всего |
|
|
|
| • |
|
в том числе: |
|
|
| 1 |
|
|
1. Инвестиции в прирост производствен- ных основных фондов, нематериальных активов и собственных оборотных средств |
| } |
|
|
|
|
2. Отчисления в резервный фонд |
|
|
|
|
|
|
II.Чистая прибыль, предназначенная к потреблению — всего |
| • |
|
|
|
|
в том числе: |
| ■ |
|
|
|
|
1. Выплата доходов собственникам предприятия |
| ' |
|
|
|
|
2. Бюджет участия наемных работников в прибыли |
|
|
|
|
| Ч |
3. Бюджет внутренней социальной программы |
| t |
|
|
|
|
4. Бюджет внешней социальной программы |
|
|
|
|
| ? |
Итого целевая чистая прибыль |
|
|
|
|
|
|
Разработанный план является одновременно планом формирования и распределения чистой прибыли предприятия.
Плановая сумма целевой балансовой прибыли определяется на основе суммы целевой чистой прибыли и средневзвешенной ставки налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли (методика расчета средневзвешенных ставок налоговых платежей рассмотрена ранее). Основу этой средневзвешенной налоговой ставки составляет ставка налога на прибыль. В процессе расчета средневзвешенной налоговой ставки учитываются льготы по налогу на прибыль, используемые предприятием.
Расчет плановой суммы целевой балансовой прибыли предприятия осуществляется по формуле:
где ЦБП —плановая сумма целевой балансовой прибыли предприятия; ЦЧП — плановая сумма целевой чистой прибыли предприятия; СНп — средневзвешенная ставка налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли, выраженная десятичной дробью.
Плановая сумма целевой маржинальной прибыли определяется на основе суммы целевой балансовой прибыли и планируемой суммы постоянных операционных затрат предприятия (методика планирования постоянных операционных затрат рассмотрена ранее).
Расчет плановой суммы целевой маржинальной прибыли предприятия осуществляется по следующей формуле:
где ЦМП —плановая сумма целевой маржинальной прибыли предприятия; ЦБП —плановая сумма целевой балансовой прибыли
предприятия; ИПост — плановая сумма постоянных операционных затрат (издержек).
Плановая сумма целевого дохода (объема реализации продукции) определяется на основе суммы целевой балансовой прибыли, планируемой совокупной суммы операционных затрат и средневзвешенной налоговой ставки, входящей в цену продукции (налоговых платежей за счет дохода предприятия). Основу этой налоговой ставки составляют ставка налога на добавленную стоимость, а также ставки акцизных сборов на производимую или импортируемую подакцизную продукцию.
Расчет плановой суммы целевого дохода (объема реализации продукции) предприятия осуществляется по следующей формуле:
ттгт ЦБП + ИП0СТ+И
пер
ЦД ; 7^ >
1 ^ндс
где ЦД — плановая сумма целевого дохода (объема реализации продукции) предприятия;
ЦБП —плановая сумма целевой балансовой прибыли
предприятия; Ицост ~ плановая сумма постоянных операционных затрат (издержек);
Ипер — плановая сумма переменных операционных затрат (издержек);
Сндс — средневзвешенная ставка налоговых платежей, уплачиваемых за счет дохода предприятия (входящих в цену продукции), выраженная десятичной дробью.
Плановая сумма целевого объема производства товарной продукции предприятия является завершающим показателем в совокупной их системе, обеспечивающей формирование суммы чистой прибыли. Основу расчета этого показателя составляют плановая сумма целевого дохода (объема реализации продукции) и динамика запасов готовой продукции в предстоящем периоде.
Расчет плановой суммы целевого объема производства товарной продукции предприятия осуществляется по следующей формуле:
ЦОПт = ЦД + ЗГПК + ПГП - ЗГПН ,
где ЦОПт —плановая сумма целевого объема производства товарной продукции предприятия; ЦД — плановая сумма целевого объема реализации продукции (целевого дохода) предприятия;
ЗГПК —сумма запасов готовой продукции на конец планируемого периода;
ЗГПН—сумма запасов готовой продукции на начало планируемого периода;
ПГП—планируемая сумма потерь готовой продукции в процессе хранения и транспортирования (в пределах норм естественной убыли).
По результатам проведенных расчетов составляется сводная таблица системы плановых показателей, обеспечивающих достижение целевой суммы чистой прибыли
предприятия в предстоящем периоде. Форма такого плана приведена в табл. 20.3.
Таблица 20.3. Система основных показателей, обеспечивающих достижение целевой суммы чистой прибыли (сумма)
Показатели | В целом на год | в том числе по кварталам | |||
I | II | III | IV | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Целевой объем производства товарной продукции |
|
|
|
|
|
2. Целевой объем реализации продукции (целевая сумма доходов) |
|
|
|
|
|
3. Целевая сумма маржинальной прибыли |
|
|
|
|
|
4. Целевая сумма балансовой прибыли |
|
|
|
|
|
В соответствии с указанным планом разрабатывается система мероприятий по обеспечению достижения рассчитанных показателей в процессе предстоящей хозяйственной деятельности предприятия.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов