12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
Планирование формирования операционной прибыли представляет наиболее ответственный этап в общей системе управления ею на предприятии. Это определяется тем, что плановая сумма операционной прибыли является основным целевым ориентиром всей операционной деятельности и мерой ее эффективности; она составляет основу формирования совокупной прибыли предприятия, являясь базой обеспечения его предстоящего производственного развития и удовлетворения материальных интересов собственников и персонала.
Уровень обоснованности разрабатываемых планов формирование операционной прибыли в значительной мере определяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходные предпосылки планирования, чем более качественную информацию они содержат, тем шире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем более надежными являются результаты планирования операционной прибыли на предприятии.
Основными исходными предпосылками планиро-ваниг формирования операционной прибыли предприятия являются (рис. 12.1.):
Рисунок 12.1. Основные исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли предприятия.
1. Анализ формирования операционной прибыли в предплановом периоде. Главной целью анализа является выявление основных тенденций формирования операционной прибыли предприятия в предплановом периоде, оценка достигнутого ее уровня, а также выявление степени влияния основных факторов на процесс ее формирования на предприятии.
На первой стадии анализа рассматривается динамика суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли предприятия, определяются отклонения фактически достигнутых в отчетном периоде размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.
В процессе осуществления этого анализа основное внимание должно быть уделено выявлению тенденций (тренда) изменения рассматриваемых показателей по отдельным этапам отчетного периода (кварталам, месяцам) и оценке уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли.
Выявление тенденций изменения суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли осуществляется на основе сопоставления темпов динамики этих показателей (прироста или снижения) по отношению к базисному периоду с использованием формулы средней геометрической и графических методов анализа (построения "линии тренда"). Результаты такого анализа могут быть использованы в процессе планирования операционной прибыли для экстраполяции отдельных ее значений.
Оценка уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли (основного показателя, характеризующего результативность процесса формирования операционной прибыли предприятия) осуществляется путем расчета показателей дисперсии, среднеквадрати-ческого отклонения ("стандартного отклонения") и коэффициента вариации. Анализ размера отклонений отдельных значений этого показателя от среднего в отчетном периоде позволяет выявить совокупный уровень операционного риска, связанного с формированием операционной прибыли.
На второй стадии анализа оценивается достигнутый уровень формирования маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли на предприятии. Методическим аппаратом такой оценки является анализ коэффициентов ("R-анализ"). В процессе оценки достигнутого уровня формирования операционной прибыли на предприятии основное внимание должно быть уделено расчету и анализу следующих показателей:
— коэффициенту рентабельности операционных активов (коэффициенту экономической рентабельности);
коэффициентам маржинальной, валовой и чистой рентабельности реализации продукции;
коэффициентам валовой и чистой рентабельности операционных затрат.
Результаты этого этапа анализа служат одним из отправных пунктов использования нормативного метода плановых расчетов и базой оценки эффективности разработанного плана формирования операционной прибыли предприятия.
На третьей стадии анализа рассматриваются показатели формирования операционной прибыли в разрезе центров ответственности предприятия (по каждому центру прибыли). В процессе этой стадии анализа выявляется уровень выполнения отдельными центрами прибыли доведенных им плановых заданий (с учетом корректировки этих плановых заданий на изменение объемных показателей их деятельности в отчетном периоде); определяется удельный вес отдельных центров ответственности в совокупной сумме операционной прибыли предприятия; сравниваются коэффициенты рентабельности по отдельным центрам прибыли.
Результаты этого этапа анализа используются в процессе планирования формирования операционной прибыли в разрезе отдельных центров ответственности.
На четвертой стадии анализа рассматриваются показатели маржинальной и валовой прибыли в разрезе отдельных видов выпускаемой продукции. Методической основой осуществления такого анализа является сопоставление среднего уровня цен и отчетной удельной себестоимости в разрезе конкретных видов продукции.
На этом этапе анализа основное внимание должно быть уделено рассмотрению показателей удельного веса прибыли от реализации отдельных видов продукции в общей сумме формируемой операционной прибыли, а также сравнению уровней коэффициентов маржинальной и валовой рентабельности отдельных видов продукции.
Результаты этого анализа используются в процессе факторного метода планирования формирования операционной прибыли для отражения структурных изменений в реализации продукции.
На пятой стадии анализа изучаются основные факторы, обусловившие изменения суммы маржинальной,
валовой и чистой операционной прибыли в отчетном периоде. Предметом такого анализа являются прежде всего факторы ранее рассмотренной системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли". Вместе с тем, ряд этих факторов в процессе анализа требует более глубокого разложения.
На этом этапе анализа основное внимание уделяется изучению влияния на операционную прибыль следующих основных факторов:
изменению объема реализации продукции в натуральном выражении (если предприятие выпускает однородную продукцию, оцениваемую единым условным натуральным показателем);
изменению структуры реализации продукции в разрезе основных ее видов;
изменению среднего уровня цен на реализуемую продукцию;
изменению среднего уровня операционных затрат на единицу реализуемой продукции;
изменению коэффициента операционного леве-риджа;
изменению коэффициента рентабельности операционных активов;
изменению коэффициента налогоемкости реализации продукции.
Результаты этого анализа используются в процессе построения факторной модели планирования операционной прибыли предприятия.
2. Разработанная общая политика управления прибылью предприятия. В процессе планирования формирования операционной прибыли должны быть в первую очередь учтены: система стратегических целей формирования прибыли предприятия, а также система разработанных отдельных целевых показателей (среднегодовой темп роста прибыли, коэффициенты рентабельности и т.п.), конкретизированных по периодам их реализации (при необходимости в систему этих целевых показателей на предстоящий год вносятся коррективы по результатам проведенного анализа).
Общая политика управления прибылью предприятия устанавливает как цели, так и важнейшие результативные показатели планов формирования операцион-
ной прибыли на предстоящий год, позволяет увязать эти показатели с общей системой планов формирования и использования прибыли предприятия.
3. Разработанные частные политики, связанные сформированием прибыли предприятия. В процессе планирования формирования операционной прибыли предприятия должны быть учтены:
ценовая политика;
амортизационная политика;
налоговая политика.
Каждая из этих политик прямо или опосредствованно влияет на размер маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия, а следовательно должна учитываться в процессе планирования формирования операционной прибыли.
4. Разработанные планы операционной деятельностипредприятия. Исходными предпосылками планированияформирования прибыли предприятия являются следующие основные виды планов операционной деятельностина предстоящий период:
производственная программа предприятия;
план операционных доходов предприятия;
план операционных затрат предприятия;
план налоговых платежей предприятия.
Система этих планов позволяет использовать различные методы планового формирования операционной прибыли и обеспечить взаимосвязь всех основных показателей развития операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
5. Показатели средней нормы прибыли на начало планового периода. Ориентируясь на внутренние возможностиформирования операционной прибыли, следует учитыватьтакже средние ее показатели, достигнутые в данной отрасли и сформировавшиеся на финансовом рынке.
В качестве среднеотраслевой нормы прибыли используются обычно коэффициент валовой или чистой рентабельности реализации продукции и коэффициент рентабельности операционных активов.
В качестве средней нормы прибыли на финансовом рынке используется обычно средняя ставка депозитного процента на денежном рынке.
':- Указанные показатели выступают минимальными критериями уровня формируемой прибыли в процессе операционной деятельности предприятия на предстоящий плановый период.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов