7.2. Операционный леверидж
Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать механизм управления операционной прибылью, известный как "операционный леверидж". Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов (причины такого изменения подробно рассмотрены при определении влияния объема реализации продукции на сумму и уровень совокупных операционных затрат).
Однако степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в
общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее "включать" механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется "коэффициентом операционного левериджа ", который рассчитываетсяпо следующей формуле:
где Кол —коэффициент операционного левериджа; Ипост- сумма постоянных операционных издержек; И0 — общая сумма операционных издержек.
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем "эффект операционного левериджа". Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:
где Эол — эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии; ДВОП — темп прироста валовой операционной прибыли, в %; ДОР — темп прироста объема реализации продукции, в %.
Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.
Приведенная выше принципиальная формула расчета эффекта операционного левериджа имеет ряд модификаций.
Так, в целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного левериджа может быть выражен следующими формулами:
где Эол —эффект операционного левериджа; ДМП —темп прироста маржинальной операционной прибыли, в %; ДВОП —темп прироста валовой операционной прибыли, в %; • ДОР —темп прироста объема реализации продукции, в %. В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа может быть произведен по следующей формуле:
где Эол — эффект операционного левериджа; ДВОП —темп прироста валовой операционной прибыли, в %; ДЧОД — темп прироста чистого операционного дохода.
Эта формула наиболее приемлема для расчета операционного левериджа на предприятиях торговли.
В целях раздельного изучения влияния на операционную прибыль прироста объема реализации продукции в натуральном выражении и изменения уровня цен на нее для определения эффекта операционного левериджа используется следующая формула:
где Эол — эффект операционного левериджа; ДВОП —темп прироста валовой операционной прибыли, в %; дОРн —темп прироста объема реализации продукции в натуральном выражении (количество единиц продукции), в %; ДЦе —темп изменения уровня средней цены за единицу продукции, в %.
Эта формула позволяет комплексно учесть влияние на изменение суммы операционной прибыли как коэффициента операционного левериджа, так и изменения ценовой политики.
Имеются и другие более сложные модификации формулы расчета эффекта операционного левериджа. Однако несмотря на различия алгоритмов определения эффекта операционного левериджа, содержание механизма управления операционной прибылью путем воздействия на соотношение постоянных и переменных издержек предприятия остается неизменным.
Для наглядности рассмотрим эффект операционного левериджа на следующем примере: два предприятия "А" и "Б" имеют одинаковую исходную базу объема реализации продукции и наращивают этот объем на протяжении последующих периодов одинаковыми темпами. При этом на предприятии "Б" сумма постоянных операционных затрат вдвое превышает аналогичный показатель на предприятии "А" (соответственно 60 и 30 условных денежных единиц). В то же время на предприятии "А" в более высоком размере сложился уровень переменных операционных затрат в расчете на единицу производимой продукции, чем на предприятии "Б" (соответственно 20% и 10%). Исходя из этих различных соотношений постоянных и переменных операционных затрат на предприятиях определим темпы прироста суммы валовой операционной прибыли при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции (уровень налоговых платежей за счет валового операционного дохода примем в размере 20% от общей его суммы). Результаты расчета эффекта операционного левериджа представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2. Расчет эффекта операционного левериджа (в условных денежных единицах)
| Предприятие | "А" | Предприятие "Б" | ||||||||
Показатели | I период | II период | III период | I период | II период | III период | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
1. Объем реализуемой продукции | 100 | 200 | 300 | 100 | 200 | 300 | |||||
2. Сумма постоянных операционных затрат | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 | 60 | |||||
3. Уровень переменных операционных затрат к объему реализации продукции, в % | 20 | 20 | 20 | 10 | 10 | 10 | |||||
4. Сумма переменных операционных затрат frp. lxrp. 3^ ( 100 J | 20 | 40 | 60 | 10 | 20 | 30 | |||||
5. Общая сумма операционных затрат (гр. 2 + гр. 4) | 50 | 70 | 90 | 70 | 80 | 90 | |||||
6. Коэффициент операционного левериджа » -. - Ггр. 2Л [rp.5j | 0,60 | 0,43 | 0,33 | 0,86 | 0,75 | 0,67 | |||||
7. Ставка налоговых платежей за счет доходов, % | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||
8. Сумма налоговых платежей за счет доходов (тр. 1хгр. 7Л [ 100 J | 20 | 40 | 60 | 20 | 40 | 60 | |||||
9. Сумма валовой операционной прибыли (гр. 1 - гр. 5 - гр. 8) | 30 | 90 | 150 | 10 | 80 | 150 | |||||
10. Темп роста валовой операционной прибыли, в %: — к первому периоду — ко второму периоду | — | 300 | 500 167 | — | 700 | 1500 188 | |||||
11. Темп роста объема реализации продукции, %: — к первому периоду — ко второму периоду | — | 200 | 300 150 | — | 200 | 300 150 |
Как видно из результатов расчета, оба предприятия за счет наличия постоянных операционных затрат получают эффект операционного левериджа. Однако уровень этого эффекта значительно различается в силу различий коэффициента операционного левериджа.
Так, предприятие "А", прирастив объем реализации продукции по отношению к первому периоду на 100% во втором и на 200% в третьем периодах, получило соответственно прирост валовой операционной прибыли в размере 200% и 400%. В то же время предприятие "Б" при тех же темпах прироста объема реализации продукции за счет более высокого коэффициента операционного левериджа получило прирост валовой операционной прибыли в размере соответственно 600% и 1400%. И по отношению ко второму периоду механизм проявления эффекта операционного левериджа остался неизменным — прирастив объем реализации продукции на 50%, предприятие "А" получило прирост суммы валовой операционной прибыли в размере 67%, а предприятие "Б" (за счет более высокого коэффициента операционного левериджа) — в размере 88%.
Для наглядности результаты сравнения эффекта операционного левериджа на предприятиях "А" и "Б" в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом (таблица 7.3.).
Таблица 7.3. Обобщенные результаты сравнения эффекта операционного левериджа на различных предприятиях (по расчетным данным таблицы 7.2.)
Показатели | Предприятие "А" | Предприятие "Б" | ||
II период | III период | II период | III периол | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А. К первому периоду ' 1. Исходный коэффициент операционного левериджа | 0,60 | 0,60 | 0,86 | 0,86 |
2. Эффект операционного |
|
|
|
|
левериджа (прирост валовой операционной прибыли на 1% прироста объема реализации продукции), % | 2,0 | 2,0 | 6,0 | 7,0 |
Б. Ко второму периоду 1. Исходный коэффициент |
|
|
|
|
операционного левериджа | — | 0,43 | — | 0,75 |
2. Эффект операционного левериджа (прирост валовой операционной прибыли на 1% прироста объема реализации продукции), % |
| 1,3 |
| 1,8 |
Результаты сравнения показывают, что за счет более высокого исходного коэффициента операционного левериджа степень чувствительности операционной прибыли к приросту объема реализации продукции на предприятии "Б" значительно выше, чем на предприятии "А".
Выше был рассмотрен общий принцип действия механизма операционного левериджа. Вместе с тем, в конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформулируем основные из этих особенностей.
1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы (т.е. обеспечить равенство: МП = Ипост). Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при
прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей операционной деятельности, высокий коэффициент операционного левериджа будет являться дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности. Это можно проследить по данным, представленным на рисунке 7.2.
Рисунок 7.2. Сравнение объема реализации продукции, обеспечивающего достижение точки безубыточности, на предприятиях с различным удельным весом постоянных операционных затрат.
Как видно из представленного графика при высоком удельном весе постоянных затрат (коэффициенте операционного левериджа) точка безубыточности лежит гораздо правее при наращении объема реализации продукции.
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции. Этот тезис уже был подтвержден ранее приведенным примером (см. таблицу 7.2.), поэтому проиллюстрируем его только графически (рисунок 7.3).
Рисунок 7.3. Сравнение темпов наращения прибыли после достижения точки безубыточности при одинаковом приросте объема реализации продукции на предприятиях с различным удельным весом постоянных операционных затрат.
Из приведенного графика видно, что при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа (предприятие "Б") сумма операционной прибыли возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением коэффициента операционного левериджа (предприятие "А").
3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления).По мере дальнейшего наращения объема реализациипродукции и удаления от точки безубыточности (т.е. принаращении предела безопасности или запаса прочности)эффект операционного левериджа начинает снижаться.Иными словами, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить квсе меньшему темпу прироста суммы операционной прибыли (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими, чем темпы прироста объема реализации продукции). Это можно проследить пографику, представленному на рисунке 7.4.
Из приведенного графика видно, что при одинаковых объемах прироста реализации продукции, валовая операционная прибыль снижается при удалении предприятия от точки безубыточности или увеличении предела безопасности: АВОП2 < ABOIli.
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объемареализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этомпропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшатьсясумма валовой операционной прибыли по отношениюк темпам снижения объема реализации продукции. Аналогично, по мере приближения к точке безубыточностив обратном направлении, негативный эффект темповснижения прибыли по отношению к темпам сниженияобъема реализации продукции будет возрастать. Пропорциональность снижения или возрастания эффектаоперационного левериджа при неизменном значении его
Рисунок 7.4. Сравнение темпов прироста валовой операционной прибыли (ВОП) по мере удаления от точки безубыточности.
коэффициента позволяет сделать вывод о том, что коэффициент операционного левериджа является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.
5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность. Иными словами, после такого скачка, обусловливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект проявляется в новых условиях хозяйствования.
Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема реализации продукции, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.
Однако несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных
активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и некоторые другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост валовой операционной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов