20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
Одной из форм планирования пропорций использования прибыли в предстоящем периоде, т.е. планирование ее распределения методом "от обратного", является формирование целевой суммы прибыли планового периода. Целевая сумма прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия, обеспечивающую реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы прибыли ведется по каждому элементу этой потребности.
Главная роль в процессе планирования целевой суммы прибыли отводится определению потребности в капитализируемой ее части, т.е. необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных возможностей предприятия. Эта потребность рассчитывается в разрезе следующих основных элементов (рис. 20.1.).
Рисунок 20.1. Состав основных элементов расчета плановой суммы капитализируемой прибыли.
1. Прирост производственных основных средств планируется по следующим основным этапам:
На первом этапе определяется общая потребность в приросте производственных основных средств предприятия в процессе расширенного их воспроизводства по всем формам реального инвестирования. Эта потребность определяется по следующей формуле:
где АОФ — общая потребность в приросте производственных основных средств в планируемом периоде;
ОФк — планируемая общая потребность в производственных основных средствах на конец планового периода исходя из объема производства продукции (этот показатель определяется путем умножения планового объема валового производства продукции на показатель ее фондоемкости);
ОФн —наличие производственных основных средств на начало планируемого периода; Вф—предполагаемое выбытие производственных основных средств в планируемом периоде в связи с их физическим износом; Вм—предполагаемое выбытие производственных основных средств в планируемом периоде в связи с их моральным износом.
Потребность в приросте производственных основных средств предприятия рассчитывается в стоимостных показателях.
На втором этапе определяются формы удовлетворения потребности в приросте производственных основных средств. Основными из этих форм являются: а) приобретение новых видов основных средств в собственность предприятия; б)аренда(лизинг) необходимых предприятию основных средств. Финансирования за счет прибыли требует только приобретение основных средств в собственность предприятия, так как расходы по аренде относятся на себестоимость продукции.
Решая дилемму аренды или приобретения отдельных видов основных средств, следует исходит из преимуществ и недостатков арендных операций.
Основными преимуществами аренды являются:
а) увеличение рыночной стоимости предприятия засчет получения дополнительной прибыли без приобретения основных фондов в собственность;
б) увеличение объема и расширение диверсификации операционной деятельности предприятия без существенного увеличения объема финансирования;
в) существенная экономия финансовых ресурсов напервоначальном этапе использования арендуемых основных средств;
г) снижение риска финансовой устойчивости, таккак аренда не ведет к росту балансовых финансовыхобязательств (сумме пассива баланса), а представляет собой так называемое внебалансовое финансирование основных средств;
д) снижение номинального объема активов предприятия, так как арендуемые виды основных средствнаходятся на балансе арендодателя. В условиях налогообложения имущества это позволяет снизить сумму налоговых платежей;
е) снижение базы налогообложения прибыли предприятия. В соответствии с действующим законодательством арендная плата включается в состав себестоимостипродукции (издержек), что снижает размер балансовойприбыли предприятия. В условиях высокого налогообложения прибыли это позволяет получить существенныйэффект "налогового щита";
ж) освобождение арендатора от продолжительногоиспользования капитала в незавершенных формах капиталовложений при самостоятельном формированииосновных средств (проектно-конструкторских работ,строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ и т.п.);
з) снижение операционных рисков, связанных сморальным старением и необходимостью ускоренногообновления отдельных видов основных средств (приоперативном лизинге).
Основными недостатками аренды являются: а) удорожание себестоимости продукции в связи с тем, что размер арендной платы обычно намного выше, чем размер амортизационных отчислений. Это может осла-
бить позиции предприятия в ценовой конкуренции или снизить уровень рентабельности операционных затрат;
б) осуществление ускоренной амортизации активной части производственных основных средств можетбыть произведено лишь с согласия арендодателя, чтоограничивает самостоятельность предприятия в проведении необходимой амортизационной политики;
в) невозможность осуществления радикальной модернизации используемых основных средств без согласияарендодателя, что ограничивает скорость их обновленияв целях увеличения рентабельности использования;
г) более высокая стоимость в отдельных случаях всравнении с банковским кредитом (особенно при арендев форме финансового или возвратного лизинга);
д) недополучение дохода в форме реализованнойликвидационной стоимости имущества при оперативномлизинге, если срок аренды совпадает со сроком полнойамортизации основных средств;
е) риск непродления аренды при оперативном лизинге в период благоприятной хозяйственной конъюнктуры, когда арендуемые основные средства используютсянаиболее эффективно (это связано со срочным характером оперативной аренды).
Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде отдельных видов основных средств, наряду с оценкой вышеизложенных преимуществ и недостатков аренды и их значимостью для данного предприятия, является также сравнение эффективности денежных потоков по этим двум операциям.
С учетом принятых управленческих решений прирост собственных производственных основных средств, финансируемый предприятием, определяется по следующей формуле:
где ДОФс—необходимый прирост собственных производственных основных средств в плановом периоде; ДОФ — общая потребность в приросте производственных основных средств в плановом периоде;
0Фа — потребность в приросте производственных основных средств, удовлетворяемая за счет аренды (лизинга).
На третьем этапе составляется капитальный бюджет прироста собственных основных средств, в котором необходимый прирост собственных основных средств увязывается с динамикой объема незавершенного строительства на начало и конец планового периода. Разработанный бюджет капитальных затрат по обеспечению прироста основных средств будет представлять собой общую потребность в финансировании реальных инвестиционных программ по формируемым собственным про-изводстенным основным средствам.
2. Прирост нематериальных активов определяется в процессе анализа состояния этих активов и показателей эффективности их использования в предплановом периоде; выявления потребности в отдельных их видах и формирования на этой основе потребности в инновационных инвестициях на предстоящий период.
Формирование общей потребности в инновационных инвестициях в планируемом периоде осуществляется в соответствии с используемой инновационной стратегией предприятия. Различают следующие четыре типа инновационной стратегии предприятия, которые определяют объем и виды его инновационных инвестиций:
а) "Все новое сам". Этот тип инновационной стратегии связан с деятельностью предприятий, самостоятельноразрабатывающих и первыми внедряющих инновации.Общая потребность в инновационных инвестициях приэтом типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия ичастично за счет приобретения патентов;
б) "Быстрый второй". Суть этого типа инновационной стратегии заключается в том, что предприятие,наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов, быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационнойстратегии формируется преимущественно за счет объема разработки научно-технической продукции в фор-
ме "инжиниринга" и частично за счет приобретения ноу-хау;
в) "Отставание с минимальными затратами". Этоттип инновационной стратегии заключается в том, чтопредприятие сознательно не осуществляет разработкусвоими силами новой научно-технической продукции,а ждет ее появления на рынке, используя ее впоследствии при существенном снижении стоимости ее приобретения. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется преимущественно засчет приобретения ноу-хау.
г) "Заполнение пробелов". В основе этого типа инновационной стратегии лежит приобретение и внедрениелишь отдельных элементов инновационной продукции,имеющейся на рынке. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется восновном за счет объема приобретения неисключительных лицензий на ноу-хау и фрэнчайзинг.
Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиций осуществляется в два этапа.
На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение ноу-хау, оплата инжиниринговых услуг и.т.п.), требующие финансирования в предстоящем периоде.
На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах: а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения; б) по продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, предварительно согласованных с исполнителем; в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием, оценка осуществляется по объему соответствующего капитального бюджета на ее разработку.
Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по отдельным этапам осуществления инновационной деятельности ведется с учетом общей стоимости
объектов инвестирования и стадий жизненнго цикла инноваций (он состоит из следующих пяти стадий: разработка инновационного решения; первичное внедрение в эксплуатацию; расширение внедрения; совершенствование инновации; прекращение инновации).
На завершающем этапе разрабатывается сводный бюджет капитальных затрат по обеспечению прироста нематериальных активов, формирующий общую потребность в финансовых ресурсах на эти цели (с выделением объема финансирования за счет чистой прибыли предприятия).
3. Прирост собственных оборотных активов определяется на основе норматива собственных оборотныхсредств, разрабатываемого на плановый период, и фактического (ожидаемого) их наличия на начало плановогопериода. Расчет осуществляется в разрезе всех основныхэлементов оборотных активов. Форма для проведениятаких расчетов приведена в таблице 20.1.
При расчете общего объема прироста собственных оборотных активов следует учесть, что определенная их часть будет финансироваться за счет прироста внутренней кредиторской задолженности. Поэтому сумма собственного капитала, инвестируемого в плановом периоде в прирост собственных оборотных активов, должна быть соответствующим образом скорректирована:
где ДСКоа — потребность в собственном капитале, инвестируемом в прирост собственных оборотных активов в плановом периоде; АСОА — общий прирост собственных оборотных активов предприятия в плановом периоде (обеспечивающий их формирование в нормативном объеме); ЛКЗВ — прирост внутренней кредиторской задолженности ("устойчивых пассивов") нетоварного характера в плановом периоде.
4. Отчисления в резервный фонд осуществляются всоответствии с их нормативом и рассчитанной потребностью в объеме внутреннего страхования отдельныххозяйственных операций.
Таблица 20.1. Форма проведения расчетов необходимого обьема прироста оборотных активов предприятия в плановом периоде в сумме
№ п/п | Элементы оборотных активов | Общая плановая потребность в оборотных активах | Коэффициент участия собственного капитала в финансировании отдельных элементов оборотных активов, % | Общая потребность в собственных источниках финансирования оборотных активов | Фактическое участие собственного капитала в финансировании оборотных активов на начало планового периода | Потребность в приросте собственных оборотных активов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Производственные запасы Незавершенное производство Запасы готовой продукции Дебиторская задолженность Денежные активы Прочие виды оборотных активов |
| - |
|
|
|
Итого оборотные активы |
|
|
|
|
|
Общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия определяется путем суммирования всех рассчитанных элементов по следующей формуле:
где СФРП — общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия в плановом периоде; дФР0ф— планируемый объем финансирования прироста основных фондов; АФРна — планируемый объем финансирования прироста нематериальных активов; АСКоа — объем собственного капитала, инвестируемого в прирост собственных оборотных активов в плановом периоде; ФРрф—планируемая сумма отчислений прибыли в резервный фонд.
Исходя из объема общей потребности определяется потребность в сумме капитализируемой прибыли предприятия в плановом периоде. Расчет ведется по следующей формуле:
где Пк — потребность в сумме капитализируемой прибыли предприятия в плановом периоде; СФРП — общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия в плановом периоде; АОп — планируемая сумма амортизационных отчислений; СКВ— планируемый объем привлечения собственного капитала из внешних источников (если такое привлечение собственного капитала намечено в предстоящем периоде).
Результаты приведенных расчетов позволяют не только определить целевую сумму капитализируемой прибыли, но и сформировать внутренние пропорции ее использования в предстоящем периоде.
- Введение
- Раздел I концептуальные основы управления прибылью предприятия Глава 1. Характеристика прибыликак объекта экономического управления
- 1.1. Экономическая сущность прибыли
- 1.2. Прибыль как результат эффективного использования капитала
- 1.3. Классификация прибыли . Предприятия
- Глава 2. Сущность и функции управления прибылью
- 2.1. Сущность, цели и задачи управления прибылью
- 2.2. Функции и механизм управления прибылью
- Глава 3. Методологические основыформирования системобеспечения управленияприбылью
- 3.1. Система организационного обеспечения управления прибылью
- 3.2. Система информационного обеспечения управления прибылью
- 2. Показатели управленческого учета предприятия.
- 3.3. Системы и методы анализа прибыли.
- 3.4. Системы и методы планирования прибыли
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 3.5. Системы и методы внутреннего контроля прибыли
- Глава 4. Методический инструментарий управления прибылью
- 4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4.2. Концепция и методический у. Инструментарий учета фактора инфляции
- Раздел I. Концептуальные основы управления прибылью предприятия
- 4 От темпа инфляции.
- 4.3. Концепция. И методический инструментарийучета фактора риска
- Раздел II управление формированием привили предприятия в процессе операционной деятельности глава 5. Механизм формирования операционной прибыли предприятия
- 5.1. Содержание операционной деятельности и порядок формирования операционной прибыли
- Глава 6. Управление операционными доходами
- 6.1. Сущность и виды операционных оJo доходов
- 6.2. Формирование ценовой политики
- 6.3. Планирование операционных доходов
- Глава 7. Управление операционными затратами
- 7.1. Сущность и виды операционных затрат
- 7.2. Операционный леверидж
- 7.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 4. Распределение операционных затрат по производству и реализации продукции на прямые и непрямые их виды.
- 7.4. Планирование операционных затрат
- Глава 8. Управление налоговыми платежами
- 8.1. Система налогообложения операционной деятельности
- Раздел II. Управление формированием прибыли предприятия в процессе операционной деятельности
- 8.2. Формирование налоговой политики предприятия
- 8.3. Налоговое планирование
- Глава 9. Управление операционными акгивами
- 9.1. Состав операционных активов предприятия и политика управления ими
- 9.2. Управление внеоборотными операционными активами
- 9.3. Управление оборотными активами
- 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
- II. Оптимизация размера дебиторской задолженности
- Глава 10. Управление операционным персоналом
- 10.1. Состав операционного персонала и принципы его формирования
- 10.2. Управление производительностью труда
- 10.3 Управление стимулированием труда
- Глава 11. Управление операционными рисками
- 11.1. Сущность и виды операционных рисков
- 11.2. Формы профилактики и страхования операционных рисков
- Глава 12. Планирование формированияоперационной прибыли
- 12.1. Исходные предпосылки планирования формирования операционной прибыли
- 12.2. Методы планирования формирования операционой прибыли
- Раздел III управление формированием прибыли предприятия ы в процессе инвестиционной деятельности глава 13. Механизм формирования инвестиционной прибыли предприятия
- 13.1. Содержание инвестиционной деятельности и особенности формирования инвестиционной прибыли
- 13.2. Модель формирования инвестиционной прибыли
- Глава 14. Управление формированием прибыли в процессе реального инвестирования
- 14.1. Выбор форм реальных инвестиций и обоснование инвестиционных проектов
- 14.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- 14.3. Оценка рисков реальных инвестиционных проектов
- 14.4. Формирование программы реальных инвестиций
- Глава 15. Управление формированием прибыли в процессе финансового инвестирования
- 15.1. Выбор форм и инструментов финансовых инвестиций
- 15.2. Оценка эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.3. Оценка рисков отдельных финансовых инструментов инвестирования
- 15.4. Формирование портфеля финансов1х инвестиций
- Раздел III. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности
- Раздел IV управление формированием прибили предприятия в процессе финансовой деятельности Глава 16. Механизм управления прибылью предприятия в процессе финансовой деятельности
- 16.1. Содержание финансовой деятельности и ее воздействие на формирование прибыли предприятия
- 16.2. Финансовый леверидж
- Глава 17. Управление стоимостью капитала
- 17.1. Понятие стоимости капитала и принципы ее оценки
- 17.2. Управление стоимостью собственного капитала
- 17.3. Управление стоимостью заемного капитала
- Раздел IV. Управление формированием прибыли предприятия в процессе финансовой деятельности
- Глава 18. Управление структурой капитала
- 18.1. Понятие структура капитала и принципы ее оптимизации
- 7. Основу концепции противоречия интересов формирования структуры капитала составляет положение о различии интересов и уровня информированности соб-
- 18.2. Оптимизация структуры капитала
- 10.0. Привлечением капитала
- 6. Определение форм привлечения заемных средств.
- 9. Обеспечение эффективного использования кредитов.
- Раздел V управление распределением прибыли предприятия Глава 19. Механизм управления распределением прибыли предприятия
- 19.1. Сущность и принципы распределения прибыли
- 19.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
- 19.3. Дивидендная политика
- 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- Глава 20. Планирование целевой суммы прибыли
- 20.1. Планирование целевой суммы капитализируемой прибыли
- 20.2. Планирование целевой суммы потребляемой прибыли
- 20.3. Планирование общей целевой суммы прибыли и показателей, обеспечивающих ее достижение
- Литература
- Основные алгоритмы управления прибылью
- 1. Алгоритмы оценки стоимости прибыли а. Оценка стоимости прибыли во времени
- Б. Оценка стоимости прибыли в условиях инфляции
- 2. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе операционной деятельности
- 3. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе инвестиционной деятельности
- 4. Алгоритмы управления формированием прибыли в процессе финансовой деятельности
- 5. Алгоритмы управления распределением прибыли
- Словарь менеджмента прибыЛи
- I. Терминологический словарь
- It. Англо-русский словарь . Наиболее употребительных терминов
- Английские аббревиатуры и сокращения терминов