logo search
ответы госы 2

57. Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

В пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности организации и их влияние на результаты этой деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.

Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу) и пояснительную записку.

В отчете об изменениях капитала показаны источники финансирования организации по структуре капитала.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) позволяет отразить изменение капитала и резервов организации за отчетный и прошлый год. Эта форма максимально приближена к разделу III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса.

В форме № 3 можно наглядно увидеть результат хозяйственной деятельности и его влияние на величину собственного капитала организации.

Отчет об изменениях капитала состоит из следующих разделов:

• I. Изменения капитала.

• II. Резервы.

• Справки.

По данному отчету можно проследить изменение каждой составляющей капитала (уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли/непокрытого убытка) в промежутке между 31 декабря и 1 января.

Для заполнения раздела "Изменения капитала" формы № 3 необходима информация со счетов 80 "Уставный капитал", 83 "Добавочный капитал", 82 "Резервный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Увеличение капитала может происходить за счет дополнительного выпуска акций, увеличения номинальной стоимости акций, дооценки основных средств, реорганизации юридического лица и за счет других причин. А его уменьшение – за счет уменьшения номинала, количества акций, уценки основных средств, реорганизации предприятия и других причин.

Резервы в форме № 3 отражают с подразделением на:

– резервы, образованные в соответствии с законодательством;

– резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

– оценочные резервы;

– резервы предстоящих расходов.

Резервы показывают в движении, т.е. в отчете об изменениях капитала приводят данные об остатке резервов на начало года, их пополнении и использовании в течение года, а также об остатке на конец года.

Для того чтобы заполнить раздел "Резервы" надо использовать информацию со счетов 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 96 "Резервы предстоящих расходов".

В справочном разделе указывают данные о стоимости чистых активов организации и средствах целевого финансирования.

При заполнении в разделе "Справки" статьи "Чистые активы" следует руководствоваться совместным приказом Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29 января 2003 года "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

А справочные данные о поступлении средств из бюджета и внебюджетных фондов заполняются с учетом ПБУ 13/2000 и ПБУ 9/99. Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Не используемые временно свободные денежные средства свидетельствуют об упущенной возможности их выгодного использования.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) обеспечивает пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, ее возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, ее потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены.

Данные о движении денежных средств приводятся за отчетный и предыдущий год. Расшифровка источников и направлений выплат детализируется организацией самостоятельно.

При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и 55 "Специальные счета в банках".

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу банка России на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе каждого вида деятельности.

Движение денежных средств в форме № 4 показывают в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей считают основную деятельность, направленную на достижение уставных целей и задач организации. Основным видом деятельности может быть выпуск готовой продукции, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг и т.д.

Инвестиционная деятельность связана с приобретением и продажей земельных участков, недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов; осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР; долгосрочными финансовыми вложениями (приобретением ценных бумаг, вкладами в уставные капиталы других организаций и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность, в результате

которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов и кредитов, погашение займов и кредитов и т.п.).

В Приложении к бухгалтерскому балансу (форме № 5) расшифровывают некоторые показатели самого баланса.

Данные в форме № 5 (в отличие от других форм отчетности) в основном приводят только за отчетный год.

Приложение к бухгалтерскому балансу содержит следующие разделы:

• Нематериальные активы;

• Основные средства;

• Доходные вложения в материальные ценности;

• Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

• Расходы на освоение природных ресурсов;

• Финансовые вложения;

• Дебиторская и кредиторская задолженность;

• Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);

• Обеспечения;

• Государственная помощь.

В форме № 5 основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности и некоторые виды расходов отражают в движении за отчетный период. То есть указывают их стоимость на начало отчетного года, поступление и выбытие в течение года, а также стоимость на конец отчетного года.

Пояснительная записка составляется в произвольной форме. В ней указывают сведения о финансовом положении организации, не нашедшие отражения в основных формах отчетности. Такие сведения могут быть выражены не только количественными показателями. Информация о них может носить описательный характер.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, т.е. в нее обязательно включают информацию об учетной политике организации.

Пояснительная записка может содержать следующие разделы:

• сведения о деятельности организации;

• изменения в учетной политике;

• сведения о финансовой деятельности организации;

• сведения об инвестиционной деятельности организации;

• информация о дочерних и зависимых обществах;

• сведения о реорганизации организации;

• события после отчетной даты и др.