logo search
ChAST_13

1.6.3 Формы государственного кредита

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономи­ческих отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный пери­од от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения и ликвидации бюджетного дефицита.

В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государ­ственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денеж­ные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финан­сирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтвер­ждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотрен­ный срок с уплатой процентов. Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока - возврат суммы долга.

В нашей стране с 1994 г. осуществляется выпуск государственных краткосроч­ных облигаций (ГКО). ГКО в Беларуси - это ценные бумаги, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа ГКО произ­водится по ценам ниже номинальной цены (нарицательной стоимости). Доход поку­пателей зависит от разницы между ценой, уплаченной за облигации, и их стоимостью на момент погашения. ГКО выпускаются с различным сроком обращения, их первич­ное размещение осуществляется путем продажи на закрытых аукционах. Круг пер­вичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и фи­нансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов.

ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь - гене­рального поверенного правительства и являются именными ценными бумагами. Они размещаются на добровольной основе среди юридических лиц.

Государственные внутренние займы классифицируются по различным призна­кам. По праву эмиссии и составу заемщиков они делятся на выпускаемые республи­канским правительством и местными органами власти. В отличие от России в Белару­си местные (муниципальные) займы пока не получили развития.

По признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на реализуемые только среди населения (например, государственный внутренний выигрышный заем 1982 г.), среди юридических лиц (ГКО в Беларуси) и универсальные.

В зависимости от формы выплаты доходов займы бывают процентные, выиг­рышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Местные органы власти могут проводить займы общего назначения (аналогичны ГКО) и целевые на финансирование капитальных вложений, развитие городской ин­фраструктуры, коммуникаций, осуществление работ по охране окружающей среды, жилищно-социальные и другие нужды.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до го­да), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).

По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по под­писке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблига­ционные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, со­глашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.

Второй формой государственного кредита является выдача Национальным бан­ком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Мощ­ным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. Нацбанк по установленному Верховным Советом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на рыночной (платной) основе. Таким образом, в отличие от государственных займов кредит государству предоставляется не за счет собственных временно свободных средств физических и юридических лиц, а за счет заемных средств.