logo
ChAST_13

1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования

С функционированием государственного кредита связано понятие «государ­ственный долг». В зависимости от сферы применения государственного кредита раз­личают внутренний и внешний государственный долг.

В свою очередь государственный долг включает понятия «капитальный долг»

«_» х Г u и и

и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непога­шенным государственным займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета. В общую сумму гос­ударственного долга включаются также денежные средства населения по договорам о личном страховании.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обяза­тельств по наступившим срокам оплаты.

В нашей стране контроль за состоянием задолженности государства осуществ­ляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии с законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», другими нормативными актами.

Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долго­вых обязательств, это - задолженность Совета Министров перед юридическими и фи­зическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 6 % от валового внутреннего продукта.

Рост расходов за счет дополнительно привлеченных с помощью госкредита фи­нансовых ресурсов сопровождается увеличением внутреннего и внешнего долга госу­дарства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность проводимых госкредитных операций.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной сторо­ны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с другой стороны.

Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Об­служивание государственного долга осуществляется за счет средств республиканско­го бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.

К внешнему долгу государства относится также задолженность Российской Фе­дерации, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Бе­ларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без но­вых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию. Во внешнем государ­ственном долге, когда расходы по его обслуживанию превышают «красную черту» (25-процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступ­лений) при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее по­лученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привле­чения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга также создает трудности по изысканию дополнительных доходных источников. Ведь по своему экономическому смыслу займы государства - это «антиципированные», т.е. взятые наперед, налоги, за которые расплачиваются будущие поколения.

Очевидно, что серьезность проблем, связанных с осуществлением госкредитных операций, повышает требования к управлению государственным долгом.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определен­ные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государ­ственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внеш­них кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увели­чения государственного долга необходимо ограничить прежде всего путем сокраще­ния бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

В условиях значительного роста государственной задолженности и не снижаю­щегося дефицита бюджета страна может использовать рефинансирование государ­ственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной за­долженности путем выпуска новых займов. Примером рефинансирования может слу­жить замена облигаций государственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа 1966 г. на облигации выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны-должника.

В управлении государственным долгом используются также такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсроч­ка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может преду­сматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.

Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Например, в 1936 г. облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по под­писке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низ­кой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффек­тивна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда вы­пуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолида­ции займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.