1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования
С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг». В зависимости от сферы применения государственного кредита различают внутренний и внешний государственный долг.
В свою очередь государственный долг включает понятия «капитальный долг»
«_» х Г u и и
и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета. В общую сумму государственного долга включаются также денежные средства населения по договорам о личном страховании.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.
В нашей стране контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии с законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», другими нормативными актами.
Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств, это - задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 6 % от валового внутреннего продукта.
Рост расходов за счет дополнительно привлеченных с помощью госкредита финансовых ресурсов сопровождается увеличением внутреннего и внешнего долга государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность проводимых госкредитных операций.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с другой стороны.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.
К внешнему долгу государства относится также задолженность Российской Федерации, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию. Во внешнем государственном долге, когда расходы по его обслуживанию превышают «красную черту» (25-процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений) при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Быстрый рост внутреннего государственного долга также создает трудности по изысканию дополнительных доходных источников. Ведь по своему экономическому смыслу займы государства - это «антиципированные», т.е. взятые наперед, налоги, за которые расплачиваются будущие поколения.
Очевидно, что серьезность проблем, связанных с осуществлением госкредитных операций, повышает требования к управлению государственным долгом.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить прежде всего путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.
В условиях значительного роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита бюджета страна может использовать рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Примером рефинансирования может служить замена облигаций государственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа 1966 г. на облигации выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы. Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны-должника.
В управлении государственным долгом используются также такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг.
Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Например, в 1936 г. облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.
Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
- Часть 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 Возникновение, природа и функции финансов. Источники формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
- 1.1.1 Возникновение финансов
- 1.1.2 Сущность финансов
- 1.1.3 Функции финансов
- 1.1.4 Понятие финансовых ресурсов
- 1.1.5 Прибыль как главный источник финансовых ресурсов
- 1.1.6. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе
- 1.1.7 Ссудный капитал и его взаимосвязь с финансовыми ресурсами
- 1.1.8 Денежные доходы и сбережения населения как финансовые ресурсы
- 1.1.9 Страховой фонд как источник финансовых ресурсов
- Тема 1.2
- Тема 1.3 Сущность финансовой политики государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- 3.1. Сущность финансовой политики государства
- 3.2. Типология и периодизация финансовой политики
- 3.3. Сущность финансового механизма
- 3.4. Система финансовых рычагов и стимулов
- Тема 1.4
- 4.1. Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
- 4.2. Бюджетное устройство
- 4.3. Характеристика расходов государственного бюджета
- 4.4. Бюджетный дефицит и управление им
- Тема 1.5
- 1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения
- 1.5.2. Классификация налогов
- 1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь
- 1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь
- Тема 1.6 Государственный кредит
- 1.6.1 Сущность государственного кредита
- 1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования
- 1.6.3 Формы государственного кредита
- Тема 1.7
- 1.7.1. Сущность страхования. Страховой фонд
- 1.7.2. Экономическая природа и функции страхования
- 1.7.3. Страховая терминология. Классификация страхования
- 1.7.4. Страховой рынок
- 1.7.5. Построение страховых тарифов и финансовые аспекты страховой деятельности