logo
ChAST_13

3.4. Система финансовых рычагов и стимулов

Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюд­жетного устройства, корректированию денежного обращения, организацию кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кри­зис, составляющий основу кризиса финансов.

Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального производства, в увеличении емкости рынка как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчи­вость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь яв­ляются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства. Инстру­ментами же формирования и использования централизованных и децентрализован­ных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения ва­лового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги. В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на соци­альное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансирова­нием капитальных вложений, расходованием оборотных средств, фондов экономиче­ского стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмеще­ний по всем видам страхования, пособий, стипендий и т.д. Каждый финансовый ры­чаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отноше­ний.

Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финан­совые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучше­ние качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделе­ны, и от реализации этих функций на практике. Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практи­ке играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод - все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения как при их раз­работке, так и при применении.

Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной дея­тельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления ры­ночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансо­вых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов по­ощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за наруше­ния.

Как видно из рисунка 1.2, различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоп­лений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взима­емым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на ме­роприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями ра­ботников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширени­ем производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же дохо­дов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономиче­ского, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и санкции применяются и при организации финансирования и кредито­вания производственной деятельности предприятий и организаций всех форм соб­ственности. Например, они могут быть применены за нецелевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого эле­мента финансового механизма, т.е. определение ставок, норм и нормативов выделе­ния и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и ис­полнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйствен­ных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эф­фективности экономического развития государства.