1.1.3 Функции финансов
Функция финансов - это проявление их сущности в действии. Две основные функции финансов - распределительная и контрольная - осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия (фаза) воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и - на стадии обмена - использование доходов и накоплений.
Общественный продукт в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части: одна часть поглощается в процессе производственного потребления, другая - расходуется на непроизводственное (в том числе личное) потребление. Другими словами, одна часть общественного продукта призвана обеспечивать непрерывность общественного производства, возмещая потребленные средства производства (основные - в меру их износа - и оборотные средства). Другая часть общественного продукта расходуется на непроизводственное потребление:
на содержание органов государственной власти и управления, покрытие расходов на оборону и др.;
на удовлетворение общественных потребностей - развитие и содержание учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения и других отраслей непроизводственного назначения;
на содержание нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, инвалидов);
на удовлетворение индивидуальных потребностей населения (личное потребление).
Таким образом, движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход непосредственно не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распре-делении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, и, прежде всего, между размером денежных фондов, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.
Распределение и перераспределение доходов субъектов экономических отношений осуществляются финансово-бюджетным и кредитно-банковским методами. Первый из них используется при изъятии части доходов предприятий и работающего населения в бюджет и при безвозвратном финансировании из бюджета. При втором методе аккумулируемые банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных денежных средств предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.
В конечном итоге распределительная функция финансов, опосредствуя распределение и перераспределение общественного продукта (в виде средств производства и предметов потребления) и валового внутреннего продукта (в форме доходов и накоплений субъектов экономических отношений), призвана обеспечивать формирование и использование централизованных (государственных) и децентрализованных фондов денежных средств.
Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется:
финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов предприятия - финансовых, материальных и трудовых (внутрифирменный финансовый контроль);
финансовыми подразделениями предприятий в части полноты и своевременности налоговых платежей и неналоговых отчислений, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции (товаров и услуг) и т. д.;
финансовыми подразделениями учреждений бюджетной сферы в части исполнения сметы расходов, а также - при условии предпринимательской деятельности - в части формирования, распределения и использования доходов от нее;
банками при кредитовании предприятий, когда проверяется финансовая устойчивость заимополучателя, обеспеченность и гарантии погашения выдаваемого кредита;
органами государственной власти, когда проверяется правильность формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Контрольная функция финансов неотделима от распределительной функции и обслуживает не только распределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте средств предприятий.
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при ис-
u u и с» т-ч
полнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего, бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности должна возрастать, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Экономический рост возможен только при резком увеличении инвестиций в реальный сектор экономики и развитии социальной сферы, стабилизации кредитно-денежной системы и курса рубля, снижении налоговой нагрузки, создании льготных условий для производственного инвестирования, минимизации государственных заимствований, снижении неплатежей и неденежных форм расчетов, полном исполнении государством своих обязанностей.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;
ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
С развитием рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды и другие внебюджетные фонды. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения.
- Часть 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 Возникновение, природа и функции финансов. Источники формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
- 1.1.1 Возникновение финансов
- 1.1.2 Сущность финансов
- 1.1.3 Функции финансов
- 1.1.4 Понятие финансовых ресурсов
- 1.1.5 Прибыль как главный источник финансовых ресурсов
- 1.1.6. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе
- 1.1.7 Ссудный капитал и его взаимосвязь с финансовыми ресурсами
- 1.1.8 Денежные доходы и сбережения населения как финансовые ресурсы
- 1.1.9 Страховой фонд как источник финансовых ресурсов
- Тема 1.2
- Тема 1.3 Сущность финансовой политики государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- 3.1. Сущность финансовой политики государства
- 3.2. Типология и периодизация финансовой политики
- 3.3. Сущность финансового механизма
- 3.4. Система финансовых рычагов и стимулов
- Тема 1.4
- 4.1. Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
- 4.2. Бюджетное устройство
- 4.3. Характеристика расходов государственного бюджета
- 4.4. Бюджетный дефицит и управление им
- Тема 1.5
- 1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения
- 1.5.2. Классификация налогов
- 1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь
- 1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь
- Тема 1.6 Государственный кредит
- 1.6.1 Сущность государственного кредита
- 1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования
- 1.6.3 Формы государственного кредита
- Тема 1.7
- 1.7.1. Сущность страхования. Страховой фонд
- 1.7.2. Экономическая природа и функции страхования
- 1.7.3. Страховая терминология. Классификация страхования
- 1.7.4. Страховой рынок
- 1.7.5. Построение страховых тарифов и финансовые аспекты страховой деятельности