logo
ChAST_13

1.1.8 Денежные доходы и сбережения населения как финансовые ресурсы

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему специфических финансовых мето­дов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются прежде всего методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для обеспечения условий вос­производства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных членов общества и для оказания различных видов экономической помощи населению.

Финансово-кредитная система оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, с помощью конкретных финансовых и кредитных методов через выполне­ние специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения и др., во-вторых, используя средства финансо­во-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов. В этих случаях финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздей­ствия на доходы. Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной си­стемы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гаран­тируются конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей могут быть исключительно общегосударственные бюджетные средства (затраты на просве­щение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхова­ние); существуют потребности, которые за счет общегосударственных средств удо­влетворяются частично (нормированно). К ним относятся потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, а также некоторые потребности жилищно- коммунального хозяйства и др. Есть потребности, которые удовлетворяются за счет нецентрализованных специальных фондов, формируемых из средств предприятий и организаций или самих работников и населения.

Бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги насе­лению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово- убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно- коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).

Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы насе­ления, которая выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельско­хозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижение налога на добав­ленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплата компенсаций за счет пенсионного фонда и др.

Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предо­ставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а так­же потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, несмотря на то, что кредитные отношения между государством и насе­лением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов.

В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса существенное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.

Сбережения населения - часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложен­ных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населе­нием государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения.

Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы: стремление обеспечить себя в будущем, например после выхода сбе­регателя на пенсию; создание дополнительных средств для жизни детей, родственни­ков и др.; образование резерва для непредвиденных потребностей и т. п. Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, в меньшей мере - заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и тре­тьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, сроч­ных вкладов в сбербанки.

Личным сбережениям населения придана определенная специфика, позволяю­щая утверждать, что прирост их правильно использован для финансирования инве­стиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников фи­нансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого вклада в банк; страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресур­сов государства выступают размещаемые среди населения Государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий.