3.1. Сущность финансовой политики государства
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции социальные, экономические, экологические, оборонные и др. Следовательно, она является составной частью социально-экономической политики, одним из ее сегментов.
Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимального распределения государственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числе для реализации целевых программ (общегосударственных, региональных, межрегиональных). Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.
Поскольку осуществление государством своей функции по более полному удовлетворению потребностей общества зависит от наличия финансовых ресурсов, то при планировании доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов надо реально подходить к оценке финансовых возможностей, избегать «политизированных» оценок динамики ВВП и главных бюджетообразующих показателей.
Необходимость разработки финансового баланса определяется задачами обоснования финансовой политики государства как составной части прогноза социально- экономического развития общества. В финансовом балансе отражаются те финансовые связи, которые ограничены рамками образования ВВП. Другими словами, финансовые взаимоотношения в народном хозяйстве по поводу создания и потребления промежуточного продукта, стоимость которого равна материальным затратам на производство продукции, не рассматриваются во избежание повторного счета соответствующих финансовых потоков.
При разработке финансового баланса страны необходимо определить состав его доходной и расходной частей. Результатом всей совокупности финансовых отношений являются конечные доходы: это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, и амортизационные отчисления; это налоги, сборы и обязательные платежи в бюджетную систему, отчисления в Фонд социальной защиты населения, Фонд занятости населения, добровольные взносы и пожертвования в общественные организации; это денежные доходы населения, включая оплату труда работников. Что же касается состава конечных расходов в экономике, то они связаны с личным потреблением населения, инвестициями, коллективным (общественным) потреблением.
Доходы и расходы всегда «привязаны» к определенному субъекту хозяйствования (экономической единице), относящемуся по типу своего экономического поведения к тому или иному сектору экономики.
Таких секторов пять:
нефинансовые предприятия, охватывающие производителей товаров и рыночных услуг (кроме финансовых услуг);
кредитные организации, выполняющие финансовые операции и услуги на коммерческой основе, включая и услуги по страхованию (страховые организации);
государственные и муниципальные (бюджетные) учреждения, предоставляющие нерыночные услуги для коллективного пользования, а также фонды социального обеспечения;
общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства и занятые оказанием нерыночных услуг для особых социальных групп населения;
домашние хозяйства, охватывающие семейные ячейки как потребителей товаров и услуг.
Финансовый баланс страны позволяет отразить: во-первых, финансовые взаимосвязи между отдельными экономическими секторами; во-вторых, процессы образования всех элементов ВВП и его дальнейшего использования. Такая финансовая модель наиболее наглядна при ее матричном построении, позволяющем совместить образование финансовых ресурсов и их использование. С одной стороны, матрица (в подлежащем) отражает доходы экономических секторов, а с другой (в сказуемом) их расходы. Таким образом, доходы каждого экономического сектора являются расходами других секторов (таблица 1.1).
Каждый сектор фигурирует в финансовом балансе как получатель доходов и как плательщик. В приводимой таблице каждый блок балансов, образующийся на пересечении строки и столбца, характеризует взаимосвязи двух секторов. Например, блок 6.1 «Домашние хозяйства»-«Нефинансовые предприятия» показывает, с одной стороны, доходы домашних хозяйств в виде оплаты труда, полученные от нефинансовых предприятий, а с другой расходы нефинансовых предприятий на оплату труда своих работников.
Таблица 1.1 - Финансовый баланс в разрезе экономических секторов
Доходы | Расходы | |||||||
№ строки | Секторы-плательщики | Всего доходов | ||||||
Нефинансовые организации | Кредитные организации | Государственные и муниципальные учреждения | Обществен- ные ор- ганиза- ции | Домашние хозяйства | ||||
Секторы-получатели | Нефинансовые предприятия |
| - |
|
|
|
|
|
Промежуточное потребление | 1 | - | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | - | |
Прибыль, амортизационные отчисления | 2 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 | |
Кредитные организации | 3 | 3,1 | - | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | |
Государственные и муниципальные учреждения | 4 | 4,1 | 4,2 |
| 4,4 | 4,5 | 4,6 | |
Общественные организации | 5 | 5,1 | 5,2 | 5,3 | - | 5,5 | 5,6 | |
Домашние хозяйства | 6 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | - | 6,6 | |
Всего расходов | 7 | 7,1 | 7,2 | 7,3 | 7,4 | 7,5 | 7,6 |
Выручка от реализации товаров и услуг, получаемая сектором нефинансовых предприятий, разбита на две части (строки): «Промежуточное потребление» и «Прибыль, амортизационные отчисления».
Первая часть - не что иное, как материальные затраты, которые возмещаются производителю из выручки и потому, не будучи элементом ВВП, не могут рассматриваться в качестве доходного источника нефинансовых предприятий. Исходя из этого, стоимость промежуточного потребления нефинансовых предприятий не включается в общую сумму доходов и расходов экономических секторов (2 блока по первой строке перечеркнуты и в итоговые показатели блоков 7.1 и 7.6 не попали). Внутри- секторные финансовые отношения, дабы избежать повторного счета, в балансе не учитываются (соответствующие блоки перечеркнуты).
Рассмотрим подробнее доходы и расходы сектора нефинансовых предприятий. Доходы этого сектора (2.6) складываются из прибыли, остающейся в их распоряжении, а также амортизационных отчислений. Доходы образуются в результате реализации товаров и услуг внутри сектора, т.е. нефинансовым предприятиям (2.1), кредитным организациям (2.2), государственным и муниципальным учреждениям (2.3), общественным организациям (2.4), домашним хозяйствам (2.5). В блок 2.2 также включаются поступления от кредитных организаций в виде процентов и выплат по контрактам страхования. В блок 2.3 также включаются ассигнования из бюджета, которые нефинансовые предприятия получают в виде дотаций, субсидий.
Расходы нефинансовых предприятий (7.1) направляются на производственные инвестиции (2.1), выплату процентов по кредитам и платежей по контрактам страхования кредитным организациям (3.1), выплату налогов, сборов, обязательных платежей в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды (4.1), добровольные взносы и пожертвования в общественные организации (5.1), оплату труда наемных работников (6.1).
Таким образом, финансовый баланс, построенный в разрезе экономических секторов, может служить для моделирования макроэкономических процессов, «проигрывания» различных вариантов финансовой политики и социально-экономической политики государства в целом. Проект сводного финансового баланса на очередной год разрабатывается двумя министерствами (экономики и финансов) и представляется в Правительство РБ для рассмотрения и последующего направления в Парламент в комплекте документации по проекту бюджета на очередной год.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Оно включает:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий.
Финансовый механизм наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
создание эффективной системы управления финансами.
Финансовая политика является составной частью экономической политики госу-
т-ч и о
дарства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.
В то же время финансовая политика относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
- Часть 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 Возникновение, природа и функции финансов. Источники формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
- 1.1.1 Возникновение финансов
- 1.1.2 Сущность финансов
- 1.1.3 Функции финансов
- 1.1.4 Понятие финансовых ресурсов
- 1.1.5 Прибыль как главный источник финансовых ресурсов
- 1.1.6. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе
- 1.1.7 Ссудный капитал и его взаимосвязь с финансовыми ресурсами
- 1.1.8 Денежные доходы и сбережения населения как финансовые ресурсы
- 1.1.9 Страховой фонд как источник финансовых ресурсов
- Тема 1.2
- Тема 1.3 Сущность финансовой политики государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- 3.1. Сущность финансовой политики государства
- 3.2. Типология и периодизация финансовой политики
- 3.3. Сущность финансового механизма
- 3.4. Система финансовых рычагов и стимулов
- Тема 1.4
- 4.1. Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
- 4.2. Бюджетное устройство
- 4.3. Характеристика расходов государственного бюджета
- 4.4. Бюджетный дефицит и управление им
- Тема 1.5
- 1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения
- 1.5.2. Классификация налогов
- 1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь
- 1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь
- Тема 1.6 Государственный кредит
- 1.6.1 Сущность государственного кредита
- 1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования
- 1.6.3 Формы государственного кредита
- Тема 1.7
- 1.7.1. Сущность страхования. Страховой фонд
- 1.7.2. Экономическая природа и функции страхования
- 1.7.3. Страховая терминология. Классификация страхования
- 1.7.4. Страховой рынок
- 1.7.5. Построение страховых тарифов и финансовые аспекты страховой деятельности