logo
ChAST_13

3.2. Типология и периодизация финансовой политики

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особен­ностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внут­ренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые воз­можности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций разви­тия, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики кредитной, це­новой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соот­ветствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на до­стигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использова­ние того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и соци­альных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, поз­воляет выделить три ее основных типа:

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последова­телей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохра­нение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного ре­гулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государ­ственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его по­гашение и к расходам на управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета гос­ударства. Причем система налогов строилась главным образом на косвенных и иму­щественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью также была проста и сосредото­чивалась, как правило, в одном органе управления министерстве финансов (казна­чействе).

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были положены теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая полити­ка наряду с ее традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государ­ственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государ­ственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличе­ние национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финанси­рования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, ис­пользующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономиче­ских субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственно­го кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются от­дельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государствен­ным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою срав­нительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х гг. стабиль­ный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финан­сирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х гг. после ряда экономических потрясений в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направле­нием экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказыва­лась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцеле­вым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное об­ращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, сниже­ния бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника произ­водственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой по­литики тесно связаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейн- сианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их кон­вергенции.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использу­ющих плановую систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социаль­ной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых осуществляется изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государ­ственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств проводилось у государ­ственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъя­тия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход гос­ударственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повы­шенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивиду­альных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было исполь­зовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расхо­дов предприятия за счет прибыли, т. е. государство полностью регулировало весь фи-

и U T-v

нансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государ­ственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сбе­регательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигацион­ного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для коопера­тивных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень до­ходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных госу­дарственным планом. Значительные ресурсы направлялись на финансирование обо­ронных отраслей народного хозяйства.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства фи­нансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не суще­ствовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффек­тивность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресур­сов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй миро­вой войны, восстановления народного хозяйства и т. п.).

Отказ во второй половине 80-х гг. от монополии государственной собственности на средства производства позволил перейти к рыночным методам хозяйствования.