logo
ChAST_13

Тема 1.2

Понятие сфер финансовых отношений. Устройство финансовой системы

государства

Основные вопросы:

  1. Понятие финансовой системы.

  2. Сферы финансовой системы.

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизаци­ей понятия «финансы». Финансы выражают денежные отношения. При всей каче­ственной однородности этих отношений, они, тем не менее, различаются между со­бой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируют­ся за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бу­маг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет нало­гов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ре­сурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансо­вую систему.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Необходимо отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения, то второе - часть об­щегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой Республики Беларусь. Финансовый аппарат в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий и других структур может оказывать серьезное влияние на организаци­онные формы построения объективно существующих финансовых отношений, т.е. на финансовую систему, и тем самым воздействовать на эффективность общественного производства.

В экономической литературе наряду с понятием финансовой системы существу­ет еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы. А в Конституции Рес­публики Беларусь, принятой в 1996 г., есть специальный раздел (VII), который назы­вается «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В указанное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансовая система вместе с кредитной системой оказывают существенное воздей­ствие на деятельность предприятий и учреждений материального производства и не­производственной сферы.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы:

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата про­центов за пользование кредитом) и др. Финансы предприятий - исходное звено фи­нансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и орга­низаций непроизводственной сферы (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Структура финансовой системы Республики Беларусь

Решающую роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают фи­нансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслужи­вают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере со­здается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля кото­рых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части госу­дарственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на орга­низацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фон­дов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные зве­нья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяй­ства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физиче­ской культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы обще­ственных организаций; финансы обороны страны и др.

т-ч и о

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия мате­риального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представля-

U и U с»

ет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет не­коммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели по­лучения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здра­воохранения и др.). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение контингента студентов), то они ис­пользуются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизвод­ственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключе­нием жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений).

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие зве­нья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит (см. рис 3.1).

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных от­ношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использо­ванию их на общегосударственные потребности.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках зна­чительную часть финансовых ресурсов страны. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают преж­де всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержа­ние аппарата управления и на оборону страны.

Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных ин­струментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы гос­ударственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населе­ния, для развития рыночных отношений, и в частности на развитие и укрепление предпринимательских структур, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддерж­ки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорож­ный фонд и др.

По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25-30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюд­жетных фондов вызвано рядом причин, и прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их обра­зования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Одним из звеньев финансовой системы является государственное имуществен­ное, личное и другие виды страхования, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, а также личной собственности граждан от убытков при стихийных бед­ствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при различных событиях в их жизни.

По своему содержанию страховые отношения имеют ряд специфических осо­бенностей. В отличие от финансов, которые связаны с распределением и перераспре­делением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспреде­лительных отношений. Эти отношения обусловлены наличием вероятности наступ­ления непредвиденных событий, т.е. страховых случаев, которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.

Наряду с государственным страхованием широкое развитие получило негосу­дарственное страхование, осуществляемое акционерными страховыми компаниями. В последние годы как государственные, так и негосударственные страховые организа­ции вводят в практику новые формы страхования - страхование ответственности, страхование риска непогашения кредитов и др.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кре­дит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансо­вых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населе­ния, предприятий, организаций и учреждении. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как за­емщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) ли­цами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потреб­ностей общества, в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В Республике Бе­ларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

В других странах СНГ состав финансовой системы, их функции в основном та­кие же, как и в Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных государствах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отноше­ний. Например, в Российской Федерации по сравнению с Республикой Беларусь намного выше удельный вес предприятий (около 85 %), в которых финансовые отно­шения строятся на акционерной, частной форме собственности. Есть некоторые раз­личия в Республике Беларусь по сравнению с Россией и другими государствами СНГ в организации налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюдже­том, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т. д. Однако в связи с наметившейся тенденцией все большей экономической интеграции между отдельны­ми республиками бывшего СССР указанные выше различия в перспективе будут в определенной мере нивелироваться.