logo
ChAST_13

3.3. Сущность финансового механизма

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет ме­тоды распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансо­вых ресурсов. При этом используется финансовый механизм, представляющий со­бой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономи­ческое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределитель­ных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хо­зяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следу­ет рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением Республики

Беларусь следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и мест­ных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хо­зяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически нераз­рывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количе­ственную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового меха­низма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществля­лось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на разви­тие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значи­тельнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, ко­торая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитова­ния и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Раз­личные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций важнейшая задача финан­совых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Республикой Беларусь. Как известно, в последние годы неодно­кратно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие нало­говые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с ре­гламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых ме­тодов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основыва­ющимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по эле­ментам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в си­стеме распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стои­мость, акцизы, амортизационные отчисления и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфе­ра, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, плани­рование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключаю­щееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти. Так, Президент Респуб­лики Беларусь издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финансовый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финан­совой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному со­стоянию экономического развития белорусского государства.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъ­ектов хозяйствования и государства, а результатом составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно предста­вить в следующем виде (рисунок 1.2).

С созданием современной экономической модели изменились методы финансо­вого воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управ­ления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего со­став фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством уста­новления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечи­вающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулиро­вание развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в рес­публике.

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммер­ческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифици­рованном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового механиз­ма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находя­щихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, ин­вентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Рисунок 1.2 - Финансовый механизм

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслу­живания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, опре­деленных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим це­левую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансо­вых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды эконо­мического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений.