logo
ChAST_13

4.3. Характеристика расходов государственного бюджета

Расходы государственного бюджета выражают экономические отношения, воз­никающие по поводу распределения фонда денежных средств государства и его ис­пользования в связи с осуществлением государством своих функций - экономиче­ской, социальной, оборонной, внешнеэкономической, управленческой.

Государство выполняет свои функции через систему соответствующих органов управления или государственные предприятия.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны бюджетного распре­делительного процесса: распределение бюджетного фонда на составные части и фор­мирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные средства.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых можно характеризовать с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет определить экономическую природу и обще­ственное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их вели­чину.

Расходы бюджета проявляются в различных формах, что связано с влиянием та­ких факторов, как природа и функции государства, уровень социально - экономического развития страны, разветвленность связей бюджета с народным хо­зяйством, формы предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание данных фак­торов на каждом из этапов развития государства формирует такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

В целях обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней ис­пользуется бюджетная классификация. В соответствии с действующим законодатель­ством расходы бюджетов имеют такие классификации:

По роли в процессе воспроизводства расходы государственного бюджета под­разделяются на две группы:

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает

выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета можно объеди­нить в четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, обо­рона, управление.

Отраслевая группировка расходов государственного бюджета включает обще­принятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. В соответствии с дей­ствующим порядком расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капиталь­ного строительства, транспорта, связи, торговли и др., а в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здраво­охранение, социальное обеспечение, государственное управление и т. п.

Деление расходов по отдельным отраслям народного хозяйства позволяет выяв­лять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нуж­ных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Сохраняется также в государственном бюджете целевое назначение выделяемых ассигнований, отража­ющее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расхо­дов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т. д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др.

Целевое назначение использования ресурсов служит необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Для характеристики расходов государственного бюджета используется и органи­зационная группировка, которая является основой распределения ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целе­вых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответ­ственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соот­ветствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета РБ подразделяются на республиканские и местные. Структура расходов бюджетов каждого уровня управления определяется выполняемыми функциями.

Расходы государственного бюджета взаимосвязаны с его доходами. Данная вза­имосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступаю­щих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию производствен­ных и социальных процессов.

Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирова­ние социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной дея­тельности, погашение и обслуживание государственного долга и финансовая помощь регионам. Основное место в расходах на народное хозяйство занимают средства, вы­деляемые приоритетным отраслям экономики.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых не­возможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей.

Бюджетные средства используются на финансирование социально-культурных мероприятий, включая затраты на образование, здравоохранение и физическую куль­туру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. При этом следует отметить, что существенная доля данных расходов возмещается за счет средств социальных внебюджетных фондов. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повы­шения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Значительные средства бюджета государство направляет на оборону страны. Размер расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы воен­ного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются. На величину бюджетных расходов на оборону могут влиять уровень развития экономи­ки, ее финансовые возможности. Сегодня объем расходов на оборону остается доста­точно высоким. Это вызвано необходимостью сохранения и развития комплекса обо­ронной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разра­ботки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ро­стом цен на военную продукцию и другими причинами.

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием ор­ганов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельно­стью финансовых и фискальных органов и др. Расходы государства на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализо­ванном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продук­ции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Расходование средств бюджета осуществляется путем бюджетного финансиро­вания, к основным принципам которого относятся:

В условиях рыночных отношений помимо безвозвратного бюджетного финанси­рования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взи­маются по низким ставкам.