logo
ChAST_13

4.4. Бюджетный дефицит и управление им

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Но это финансовое явление не обязательно относится к разряду чрезвычайных, ис­ключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Экономисты, исследующие переходную экономику, прежде всего обращают внимание на то, что общей чертой всех проблем государственного бюджета является его постоянный дефицит. Дефицитность государственного бюджета, перекрывающая допустимые нормы в несколько процентов от валового национального продукта, яв-

U U 1 U U "I U

ляется типичной чертой не только фискальной системы, но и всей финансовой жизни переходного периода практически любого общества.

Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы.

  1. Необходимость осуществления крупных государственных вложений в разви­тие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремле­ние обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государ­ственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости.

  2. Результат чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

  3. Кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных свя­зей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее приня­тия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономи­ки, финансовому оздоровлению хозяйства и т. п.), но и соответствующих политиче­ских решений.

Анализ причин бюджетного дефицита свидетельствует, что в условиях дина­мично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное, эффективными между­народными связями бюджетный дефицит в количественно допустимых границах не страшен. Но при этом количество не должно переходить в отрицательные качества, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложить­ся тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровож­даться сокращением средств на выполнение социальных программ.

Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране следующие:

• неэффективность структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции, социаль­ные программы и т. п.

Законом о бюджете РБ предусмотрены источники финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источ­ники финансирования дефицита бюджета.

Если бюджет на очередной финансовый год принимается без дефицита соответ­ствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования рас­ходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) бюд­жетного дефицита в РБ настоятельно требуют систематических мер по его преодоле­нию, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Соблюдение равновесия бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сего­дня одна из главных задач. Скорейшему ее решению должна способствовать целена­правленная финансовая политика. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджетных расходов с до­ходами. Разрабатывая стратегию борьбы с бюджетным дефицитом, нужно учитывать следующее.

  1. Бюджетный дефицит - отрицательное явление, но еще большим злом для эко­номики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математиче­ских операций, ибо в этом случае «лечения» экономики не происходит, а ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.

  2. Отсутствие бюджетного дефицита не следует рассматривать в качестве неотъ­емлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убе­дительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, спе­цифических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.

  3. С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превы­шать предельно допустимого его размера (2-3%). Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.

  4. Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться за счет разно­образных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Денеж­ная эмиссия, не обусловленная потребностями народного хозяйства, должна расцени­ваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопу­стимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

  5. Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой эко­номики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффек­тивности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрес­сивные финансовые меры ни применялись при этом.

Данные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкрет­ной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

В число конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следу­ет включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной сто­роны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Также следует учитывать, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается сразу несколько задач, причем не только фис­кального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на фи­нансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономиче­скими антикризисными мерами позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.