4.4. Бюджетный дефицит и управление им
Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Но это финансовое явление не обязательно относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Экономисты, исследующие переходную экономику, прежде всего обращают внимание на то, что общей чертой всех проблем государственного бюджета является его постоянный дефицит. Дефицитность государственного бюджета, перекрывающая допустимые нормы в несколько процентов от валового национального продукта, яв-
U U 1 U U "I U
ляется типичной чертой не только фискальной системы, но и всей финансовой жизни переходного периода практически любого общества.
Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы.
Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости.
Результат чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.
Кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т. п.), но и соответствующих политических решений.
Анализ причин бюджетного дефицита свидетельствует, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит в количественно допустимых границах не страшен. Но при этом количество не должно переходить в отрицательные качества, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением средств на выполнение социальных программ.
Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране следующие:
снижение эффективности общественного производства, усугубляемое низкой результативностью внешнеэкономических связей;
несовершенство финансовой системы страны;
консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой, не позволяющие оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях;
нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала изменений финансового механизма, реформирования всех его структур;
• неэффективность структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции, социальные программы и т. п.
Законом о бюджете РБ предусмотрены источники финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Если бюджет на очередной финансовый год принимается без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.
Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) бюджетного дефицита в РБ настоятельно требуют систематических мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Соблюдение равновесия бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Скорейшему ее решению должна способствовать целенаправленная финансовая политика. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджетных расходов с доходами. Разрабатывая стратегию борьбы с бюджетным дефицитом, нужно учитывать следующее.
Бюджетный дефицит - отрицательное явление, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае «лечения» экономики не происходит, а ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.
Отсутствие бюджетного дефицита не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.
С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера (2-3%). Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.
Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться за счет разнообразных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Денежная эмиссия, не обусловленная потребностями народного хозяйства, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.
Для нормализации бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.
Данные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
В число конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
Также следует учитывать, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
Понимая выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически развитые, стремятся поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.
- Часть 1. Теоретические основы финансов
- Тема 1.1 Возникновение, природа и функции финансов. Источники формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
- 1.1.1 Возникновение финансов
- 1.1.2 Сущность финансов
- 1.1.3 Функции финансов
- 1.1.4 Понятие финансовых ресурсов
- 1.1.5 Прибыль как главный источник финансовых ресурсов
- 1.1.6. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе
- 1.1.7 Ссудный капитал и его взаимосвязь с финансовыми ресурсами
- 1.1.8 Денежные доходы и сбережения населения как финансовые ресурсы
- 1.1.9 Страховой фонд как источник финансовых ресурсов
- Тема 1.2
- Тема 1.3 Сущность финансовой политики государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- 3.1. Сущность финансовой политики государства
- 3.2. Типология и периодизация финансовой политики
- 3.3. Сущность финансового механизма
- 3.4. Система финансовых рычагов и стимулов
- Тема 1.4
- 4.1. Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
- 4.2. Бюджетное устройство
- 4.3. Характеристика расходов государственного бюджета
- 4.4. Бюджетный дефицит и управление им
- Тема 1.5
- 1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения
- 1.5.2. Классификация налогов
- 1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь
- 1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь
- Тема 1.6 Государственный кредит
- 1.6.1 Сущность государственного кредита
- 1.6.2 Государственный долг, его виды, пути совершенствования
- 1.6.3 Формы государственного кредита
- Тема 1.7
- 1.7.1. Сущность страхования. Страховой фонд
- 1.7.2. Экономическая природа и функции страхования
- 1.7.3. Страховая терминология. Классификация страхования
- 1.7.4. Страховой рынок
- 1.7.5. Построение страховых тарифов и финансовые аспекты страховой деятельности