logo search
Бланк И

8.2. Формирование налоговой политики предприятия

Объем формирования чистой операционной прибыли предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на каком бы этапе операционной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете эти платежи уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой операционной прибыли, а соответственно и финансовых ресурсов для увеличения темпов развития своей операционной деятельности.

Проблема минимизации налоговых платежей с целью увеличения размера операционной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в значительной степени решается путем формирования эффективной налоговой политики. Налоговая политика представляет собой составную часть обшей политики управления прибылью предприятия, заключающуюся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налогов при альтернатив-

ных направлениях операционной деятельности и связанных с ней хозяйственных операций. В отдельных случаях разработанная предприятием налоговая политика сама может быть критерием корректировки отдельных направлений операционной деятельности предприятия.

Формирование эффективной налоговой политики предприятия базируется на следующих основных принципах:

Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами операционной деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.

Соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления прибылью предприятия. Реализация этого принципа означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью — такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема операционной деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на рост суммы чистой операционной прибыли, т.е. соотноситься с целями ее формирования.

Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе операционной деятельности. Это предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.

4. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговаяполитика, а в отдельных случаях и виды хозяйственныхопераций, связанных с осуществлением операционной

деятельности, должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.

5. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма операционной прибыли предприятия, планируемые объемы операционных доходов и затрат и другие показатели развития операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

Разработка эффективной налоговой политики предприятия требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия различных служб предприятия — плановой, финансовой, учетной, юридической и т.п.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам (рисунок 8.1.).

Рисунок 8.1. Содержание и последовательность процесса формирования налоговой политики предприятия.

1. Выявление направлений операционной деятельностипредприятия, позволяющих минимизировать налоговыеплатежи за счет разных ставок налогообложения. Государственная система налогообложения предусматриваетустановление различных ставок налогов по отдельнымнаправлениям операционной деятельности, связаннымс ней хозяйственным операциям, видам производимойпродукции и т.п.

Формируя направления и объемы своей операционной деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом этапе создать необходимые предпосылки для минимизации предстоящих налоговых платежей.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения операционной деятельности предприятия засчет использования прямых налоговых льгот. Эти льготыпредоставляются обычно в следующих основных формах: а) уменьшение размера ставок налогообложения(прямое или в процентах к средней ставке); б) предоставление налогового кредита (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей); в) полное освобождение отуплаты налогов.

При использовании предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования в процессе формирования налоговой политики предприятия все прямые налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

а) налоговые льготы, предоставляемые отдельнымкатегориям предприятий. К их составу относятся льготы,предоставляемые малым предприятиям; предприятиямобщественных организаций инвалидов; совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.;

б) налоговые льготы, предоставляемые по отдельнымвидам хозяйственных операций, связанных с операционной деятельностью предприятий. К таким льготам можно относить необлагаемую налогом сумму амортизационных отчислений, начисленную в составе операционныхзатрат; необлагаемую налогом сумму доходов, накапливаемую на пенсионных счетах при дополнительном пенсионном обеспечении работников (в рамках установленныхнорм) и т.п.;

в) налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Это относится к льготному налогообложению добавленной стоимости, к ставкам таможенных пошлин и т.п.

В соответствии с такой группировкой предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом диверсифицируя организационные формы своих дочерних фирм, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемой продукции.

Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия. Состав непрямых налоговых льгот определяется возможностями уменьшения базы налогообложения при неизменных его ставках. Примером направленности таких действий является использование метода ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (сокращающее налоговую базу по прибыли); замена живого труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу уплаты отчислений от фонда оплаты труда) и т.п.

Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия. В процессе региональной диверсификации операционной деятельности предприятий возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях. При формировании налоговой политики предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

а) специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготныйналоговый режим;

б) сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональнойдиверсификации операционной деятельности предприятий,в первую очередь, размещенных в приграничных областях;

в) оффшорные территории (зоны). Как правило, дляэтого выбирают территории с очень низким уровнемналогообложения операционной деятельности данноговида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной

оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия оффшорных предприятий (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях — обеспечении визовой поддержки государства — регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

Определение методических принципов налогового планирования на предприятии. Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов предприятие должно использовать корректные методы налогового планирования, связанные с особенностями налогообложения конкретной операционной деятельности. Такая методическая база должна быть создана в процессе формирования налоговой политики (ее содержание подробно рассматривается в следующем разделе).

Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия. Такая оценка осуществляется в процессе сравнения альтернативных ее вариантов с помощью системы соответствующих показателей. Основными из этих оценочных показателей являются:

а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет подучить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая как соотносятся между собой показатели чистой операционной прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где Эн — коэффициент эффективности налогообложения операционной деятельности предприятия;

ЧП0 — планируемая сумма чистой операционной прибыли предприятия;

ОН0 — общая сумма плановых налоговых платежей;

б) коэффициент налогоемкости реализации продукции.Этот показатель позволяет определить общую суммуналоговых платежей, приходящихся на единицу объемареализованной продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

где КНЕр—коэффициент налогоемкости реализации продукции предприятия; ОН0 —общая сумма плановых налоговых платежей; ОРп — общий объем реализации продукции предприятием в плановом периоде;

в) коэффициент налогообложения операционных доходов. Этот показатель позволяет судить об уровне налогообложения операционных доходов предприятия соответствующими видами налогов и сборов, входящими вцену продукции. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где КН —коэффициент налогообложения операционных доходов; Нц — общая сумма плановых налоговых платежей, входящих в цену продукции (сумма налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и др.); ОР0 — общий объем реализации продукции предприятием в плановом периоде. В торговле в этих целях можно использовать планируемую сумму реализованных торговых надбавок;

г) коэффициент налогообложения операционных затрат.Этот показатель характеризует уровень налогов, относимых на себестоимость (издержки), к планируемой общей сумме этой себестоимости (издержек). Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

где КН03 —коэффициент налогообложения операционных затрат;

Нс —общая сумма плановых налоговых платежей, относимых на себестоимость (издержки) продукции;

И0 — общая сумма плановых операционных затрат (издержек) предприятия.

д) коэффициент налогообложения операционной прибыли. Этот показатель характеризует уровень налогов,уплачиваемых за счет валовой операционной прибылипредприятия. Расчет этого показателя осуществляетсяпо следующей формуле:

где КН —коэффициент налогообложения операционной прибыли; Нп — общая сумма плановых налоговых платежей, осуществляемых за счет валовой операционной прибыли; ВП0 — общая сумма плановой валовой операционной прибыли предприятия;

е) коэффициент льготного налогообложения операционной деятельности. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие используетпредоставленные законодательством льготы по налогам,связанным с его операционной деятельностью (этоткоэффициент позволяет судить и об эффективности использования льгот по отдельным видам налогов). Принципиальная формула расчета этого показателя имеетследующий вид:

где Клн —коэффициент льготного налогообложения операционной деятельности; ХНЛ0 —общая сумма налоговых льгот, используемых предприятием в процессе осуществления операционной деятельности; ОН0 — общая сумма плановых налоговых платежей. С помощью вышеприведенной системы показателей оцениваются альтернативные варианты разработанной налоговой политики предприятия, сравнение которы позволяет избрать для реализации наиболее эффективный ее вариант.