logo search
фпп но не все

14 Направления совершенствования системы финансового планирования на микроуровне в условиях динамичной экономической среды

Должная результативность процесса управления достигается лишь в том случае, если оно системное, комплексное, эластичное, открыто для изменений в окружающей среде. Поэтому только системная организация функционирования любого процесса или явления, учитывающая взаимосвязанное взаимодействие ее элементов как внутри самой системы, так и с учетом действия окружающей среды, в условиях риска и неопределенности может обеспечить их результативность. Все наиболее эффективные современные технологии управления (контроллинг, бюджетирование, система сбалансированных показателей) основаны на системном подходе. Однако в отечественной экономической литературе отсутствует системное рассмотрение финансового планирования, учитывающее влияние каждой из его подсистем на эффективность планирования в целом. Между тем в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475, для реализации приоритетных направлений развития промышленности предусматривается разработка и производство автоматизированных систем управления, что возможно лишь в случае системной организации функций управления, в том числе планирования. В силу этого, на наш взгляд, актуальной остается задача системного изучения финансового планирования как основной управленческой функции, что позволит повысить его эффективность путем реализации принципов системного подхода, лежащего в основе методологии стратегического планирования.

Целью статьи является системное рассмотрение финансового планирования с обоснованием направлений совершенствования ее отдельных элементов для целей повышения эффективности планирования в условиях динамичной экономической среды.

Эффективность планирования во многом определяется уровнем организации системы планирования, которая, по мнению Ильина А.И. [2, с. 61], включает следующие компоненты:

- плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

- механизм планирования;

- процесс планирования, включающий обоснование, принятие и реализацию инвестиционных решений;

- вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования (методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Каждый их элементов оказывает влияние на действенность финансового планирования как функции управления. Но центральное и определяющее значение, на наш взгляд, имеет механизм планирования, так как им определяется совокупность средств и методов, с помощью которых обосновываются и принимаются финансовые решения. В общем виде, как отмечает Ильин А.И. [2, с. 70], в механизм планирования входят:

- аппарат выработки целей и задач;

- функции планирования;

- механизм обоснования плановых решений.

Перечисленные компоненты механизма планирования должны быть обусловлены как элементы одной системы по следующей схеме: законы развития производства, включая экономические законы, законы развития общества и т.п., порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обусловливают соответствующие методы планирования. Это обеспечивает реализацию принципа эффективности планирования, который, как подчеркивает Ткачук М.И. [5, с. 185], предполагает приспособление финансовых планов к конкретной экономической ситуации исходя из действующих условий и намечаемых в данный период задач, установленных приоритетов. Таким образом, риск и неопределенность, динамизм внешней среды как характеристики условий функционирования предприятий, должны найти свое отражение в используемых методах планирования. Как отмечает Д.Хан [4, с. 41], в данном случае речь идет о необходимости принятия решений в условиях многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде предприятия. В случае возможности задания вероятности наступления той или иной ситуации говорят о принятии решений в условиях риска (стохастическая ситуация принятия решения), если такой возможности нет - решения принимаются в условиях неопределенности (принимаются путем отбора альтернатив). Таким образом, механизм планирования деятельности предприятий должен содержать в своем арсенале методы принятия решений в условиях риска и неопределенности. Поэтому важной методологической особенностью планирования, на наш взгляд, становится механизм адаптации планов организации к изменяющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов, что достигается в рамках планирования посредством реализации принципов эластичности и гибкости его организации. В литературе ряд авторов (Попов Е.М., Ильин А.И, Ткачук М.И. и др.) отмечают, что реализация этих принципов предполагает:

- наличие плановых резервов;

- наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости;

- применение перекрывающегося планирования.

Однако, на наш взгляд, перечисленные меры не в состоянии гарантировать сегодня гибкость и эластичность планирования. Их необходимо дополнить механизмом моделирования плановых показателей под влиянием возможного изменения факторов внешней и внутренней среды, учетом фактора риска, применением скользящего планирования и максимальной реализацией системного подхода к процессу планирования как методологической основы стратегического планирования. Анализ нормативно-технических и методических материалов по вопросам финансового планирования указывает на отсутствие соответствующих методик, что позволяет сделать вывод о несоответствии применяемого механизма планирования современным условиям хозяйствования и, как результат, низкой обоснованности принимаемых плановых решений и неэффективности планирования. В соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 (далее - Правила), при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана рекомендовано использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров на его эффективность и реализуемость. В соответствии с п. 42 Правил к методам анализа рисков относится анализ чувствительности. Однако, на наш взгляд, целесообразно использовать также метод корректировки ставки дисконтирования, метод Монте-Карло, статистические методы, метод сценариев.

Успех планирования во многом также определяется применяемой на предприятии технологией планирования. Если соответствующая современным условиям хозяйствования методика обеспечивает обоснованность плановых решений, реализуя принцип точности планирования, то наличие технологии гарантирует своевременность составления и актуализацию планов, высокую степень их исполнения. Рациональная организация финансового планирования является важным условием обеспечения своевременного и качественного формирования финансового плана и его выполнения. Технология планирования определяет: состав и содержание информации, формы представления и источники информации, процедуры и алгоритмы преобразования информации, процедуры рассмотрения и утверждения планов, порядок использования плановых показателей в управлении и контроле за выполнением планов. Технология планирования должна найти отражение в проектно-технической документации конкретных систем планирования, создаваемых на предприятиях и в организациях. Однако, как правило, доскональная регламентация процессов планирования в организациях отсутствует, что ведет к низкому уровню его организации. Именно поэтому технология бюджетирования, которая предполагает четкую регламентацию процессов планирования, сегодня актуальна для внедрения.

На наш взгляд, специфика бюджетирования характеризуется:

- непрерывным составлением, контролем, анализом исполнения и корректировкой бюджетов, что достигается посредством механизма скользящего планирования;

- соответствием системы бюджетов организационной структуре предприятия с целью закрепления ответственности за результаты планирования и достижения сопоставимости по всем видам деятельности и функциям управления, достигаемым путем планирования по центрам ответственности (это способствует усилению мотивации к выполнению плановых заданий и к более четкому их обоснованию в процессе планирования);

- согласованностью планирования (структурированностью системы бюджетов и интеграцией форм планирования) через взаимосвязи между системой показателей как самих бюджетов, так и отчетов их исполнения (это обеспечивает гибкость системы планов и целевую согласованность форм планирования);

- четкой регламентацией всей последовательности плановых работ начиная от их составления и заканчивая контролем за исполнением (обеспечивает оперативность планирования).

Построение системы бюджетирования в организации должно учитывать специфику его деятельности и особенности методики планирования, однако отсутствие методических рекомендаций по его постановке с отражением всех специфических характеристик бюджетирования и принципов его организации значительно усложняет эту задачу и порой попытки внедрения данной технологии приводят к существенным затратам без достижения должной эффективности от его использования. К специфическим принципам бюджетирования считаем необходимым отнести следующие принципы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Специфические принципы бюджетирования как технологии

финансового планирования и их характеристика

Специфический принцип бюджетирования

Характеристика принципа

1. Принцип обратной связи

Предполагает выделение центров финансовой ответственности с закреплением ответственности за результаты планирования в количественном выражении, что повышает уровень контроля и обеспечивает более сильную обратную связь

2. Принцип системности ("сквозной характер")

Предполагает наличие системы взаимосвязанных показателей бюджетов и отчетов их исполнения

3. Принцип финансовой структуры

Предполагает осуществление планирования по центрам финансовой ответственности с целью достижения сопоставимости по видам деятельности и функциям управления

4. Принцип единых стандартов (регламентации)

Предполагает наличие организационного обеспечения системы бюджетирования посредством разработки регламентов, которые в систематизированном виде описывают все процедуры бюджетного процесса

Таким образом, за счет усиления обратной связи бюджетирование способствует повышению степени выполнения планов; за счет системности показателей бюджетов обеспечивается целевая и содержательная интеграция, за счет финансовой структуры создается финансовая модель управления, обеспечивается финансовая прозрачность организации, а также повышается мотивация сотрудников к выполнению плановых заданий; за счет четкой регламентации процессов планирования повышается оперативность планирования и обеспечивается своевременная актуализация планов. Поэтому построение технологии финансового планирования на основе принципов и подходов бюджетирования, на наш взгляд, должно способствовать существенному повышению его эффективности.

Механизм и технология планирования, выступая составными частями системы планирования, должны быть взаимосвязаны и определяться методическим обеспечением, под которым, как отмечает Ильин А.И. [2, с. 38], понимается совокупность средств и методов, с помощью которых создается система планирования и обеспечивается ее функционирование. Методическое обеспечение играет решающую роль как в построении, так и в функционировании финансового планирования. Однако анализ литературных источников, нормативно-технических и методических материалов по проблемам финансового планирования показывает, что имеющиеся разработки освещают лишь некоторые аспекты финансового планирования - показатели оценки эффективности финансовой деятельности, содержание и порядок разработки планов - и совершенно не затрагивают стратегию и тактику финансирования, оценку риска, неопределенности, критерии и алгоритмы принятия финансовых решений. Низкий уровень методического обеспечения финансового планирования, на наш взгляд, приводит к распылению и недостаточной отдаче финансовых ресурсов, низкой ответственности за неэффективные финансовые решения, к преобладанию в стратегии и тактике финансового управления организаций краткосрочных целей в ущерб долгосрочным. При этом, как отмечают Ильин А.И. и Касько С.В. [1, с. 120], изучение теории и практики показывает, что альтернативы стратегическому планированию нет. Многие передовые в научно-технологическом развитии предприятия широко применяют стратегическое планирование, так как его методологической основой являются системный и ситуационный подходы (разработка сценариев будущих ситуаций, экспертные оценки, методы имитационного и стохастического моделирования и др.). Эти подходы отличает гибкость, адаптивность, маневренность. Тем не менее его механизм в настоящее время детально не проработан и находится на уровне идеи (философии ведения бизнеса), что делает его применение на практике сложным и проблематичным. Такая ситуация, усугубленная хроническим дефицитом финансовых ресурсов, вызывает ухудшение работы предприятий, распыление финансов и их низкую отдачу.

Кроме этого, в литературе отсутствует четкое разграничение самих форм финансового планирования с точки зрения их назначения и содержания. Все аспекты планирования, на наш взгляд, должны рассматривается с позиции его стратегической или тактической формы. Четкое разделение стратегического, тактического (оперативного) планирования должно стать, на наш взгляд, основой концепции финансового планирования. Это обусловлено тем, что без научного обоснования назначения, целей и задач применяемых видов и форм планирования, а также их содержательной интеграции относительно целей деятельности организаций невозможно разработать соответствующее методическое обеспечение их применения и эффективно использовать финансовое планирование в процессе управленческой деятельности.

Финансовое планирование ориентировано на процесс управления, поэтому содержание, объекты и формы его проявления должны быть обусловлены функционально-целевой направленностью процесса управления в современных условиях хозяйствования. В наиболее общем виде все управляемые объекты объединяются в две группы: текущей (операционной) и долгосрочной (стратегической) деятельности. При этом Д.Хан [4, с. 57] принципиальное отличие стратегического и оперативного планирования видит в том, что предметом стратегического планирования является определение специфической целеориентированной структуры потенциала и в том числе структуры капитала, а оперативное планирование - это планирование достижения целей, не проводящее к изменению потенциала предприятия, т.е. в рамках заданных стратегией условиях. Именно поэтому принципами стратегического планирования являются, по мнению ряда авторов (Д.Хан, Мочалова Л.А., Роберт С.Каплан, Дейвид П.Нортон, М.Ковени, Д.Гэнстер, Б.Харлен, Д.Кинг), координация и интеграция, так как их реализация обеспечивает комплексное планирование, координирует планы, в результате чего достигается единство и взаимосвязанность планирования. Поэтому важным направлением в финансовом планировании также является четкая взаимосвязь стратегического и оперативного планирования, так как стратегические преимущества обеспечиваются на оперативном уровне.

Следует отметить, что в отечественных литературных источниках чаще всего в основу деления форм планирования положен критерий срока планирования. Нецелесообразно, на наш взгляд, в рамках классификации по временному интервалу выделять стратегическое финансовое планирование, так как период стратегии для каждого предприятия индивидуален и зависит от ряда факторов (вид деятельности, оборачиваемость активов, финансовое положение, доходность и т.д.). На наш взгляд, временной интервал стратегии должен совпадать с временным горизонтом финансовой цели и выделение стратегического, тактического (оперативного) планирования должно быть связано не с временным отрезком времени, а прежде всего с их содержанием и целевыми установками.

Таким образом, следует выделять две формы финансового планирования: стратегическое как основную и тактическое как его обеспечивающую, повысив степень детализации последней. Поэтому, на наш взгляд, классификацию следует осуществлять комплексно по наиболее обобщающему признаку (в зависимости от функционально-целевой направленности процесса управления) с указанием всех вытекающих (сопутствующих) признаков (табл. 2). Классификация, составленная таким образом, позволяет сформировать комплексное представление о финансовом планировании, а также сопоставлять различные формы планирования и интегрировать их.

С учетом данных табл. 2 стратегическое финансовое планирование можно определить как процесс обоснования эффективности инвестиций, оптимальной структуры и стоимости капитала, установления пропорций распределения прибыли и изыскания путей ее роста, направленный на повышение ценности капитала организации; а тактическое финансовое планирование - как процесс обоснования достижения целей стратегического управления и обеспечения ликвидности на любом этапе развития организации путем управления денежными потоками на основании концепции денежного оборота.

Таблица 2

Классификация форм финансового планирования в зависимости

от функционально-целевой направленности процесса управления

с указанием сопутствующих признаков

Формы финансового планирования

Функционально- целевая направленность процесса управления

Основная цель, задачи и объекты планирования

Система показателей, выступающих в качестве оценки принятия решений

Содержание (перечень составляемых планов)

Стратегическое

Через генерирование и выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития организации с точки зрения приращения стоимости бизнеса (повышения ценности капитала)

Обоснование оптимальных путей приращения стоимости бизнеса путем: - задания оптимальной структуры и стоимости капитала (финансовые решения); - планирования эффективности инвестиций; - задания пропорций распределения прибыли; - определения путей увеличения прибыли как источника экономического роста

- EVA (Economic Value Added) - экономическая добавленная стоимость; - ROE (Return on Equity) - рентабельность собственного капитала; - RONA (Return on Net Assets) - рентабельность чистых активов; - ROI (Return on Investment - рентабельность инвестированного капитала

- план стратегии финансирования развития; - бизнес-планы; - стратегия роста; - стратегия эффективности

Тактическое (оперативное)

детализация стратегических целей и задач; разработка конкретных практических действий, направленных на постепенное и последовательное повышение эффективности хозяйствования и приближение организации к целям стратегического характера

Обеспечение денежными средствами производственно- хозяйственной деятельности и ликвидности организации путем: - планирования движения денежных потоков на основании концепции денежного кругооборота; - определения оптимальной структуры краткосрочных источников финансовых ресурсов; - определения путей повышения финансовых результатов от всех видов деятельности; - планирования финансовых отношений с контрагентами с целью сокращения дебиторской задолженности и увеличения срока оборачиваемости кредиторской задолженности

- балансовая прибыль; - экономическая прибыль; - прибыль с капитала; - показатели рентабельности; - валовой денежный поток; - чистый денежный поток; - минимальный остаток денежных средств; - показатели ликвидности; - показатели структуры капитала

планы

их цель

баланс доходов и расходов

определение чистой прибыли

план движения денежных потоков

обеспечение постоянной платежеспособности, синхронности поступлений и расходов денежных средств

баланс активов и пассивов

определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирования оптимальной структуры капитала

Таким образом, принципы, которые, на наш взгляд, должны лечь в основу организации системы финансового планирования организаций Республики Беларусь и направлений совершенствования его методического обеспечения, следующие:

- адаптивный характер планов к изменяющимся условиям хозяйствования;

- ориентация технологии финансового планирования на принципы и подходы бюджетирования;

- использование механизма стратегического планирования как в наибольшей степени соответствующей современным условиям хозяйствования формы планирования;

- четкое разграничение стратегического и оперативного планирования в соответствии с их функционально-целевой направленностью;

- целевая интеграция стратегического и оперативного планирования;

- использование комплексной классификации форм финансового планирования.