logo search
ответы госы 2

Вопрос 2. Источники финансирования дефицита

федерального бюджета

ФЗ от 26.04.2007г. № 63 установил источники финансирования дефицита бюджетов всех уровней. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются следующие:

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость ко-торых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кре-дитов (заимствований и предоставленных внутри страны бюд-жетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

— разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой представленных внутри страны прочих кредитов;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставлен-ными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

— разница между полученными и погашенными кредитами на территории Российской Федерацией в валюте Российской Феде-рации;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами между-народных финансовых организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств фе-дерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования де-фицита федерального бюджета включаются:

— поступления от продажи акций и иных форм участия в ка-питале, находящихся в собственности Российской Федерации;

— поступления от реализации государственных запасов дра-гоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на раз-мер выплат на их приобретение;

— курсовая разница по средствам федерального бюджета;

— объем средств, направляемых на исполнение государствен-ных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Феде-рации, в случае, если исполнение гарантом государственных га-рантий Российской Федерации ведет к возникновению права ре-грессного требования гаранта к принципалу;

— разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

— разница между средствами, полученными от возврата предостав¬ленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюд-жетных кредитов в валюте Российской Федерации;

— прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников финансирования дефицита федерально-го бюджета включаются:

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных госу-дарств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета рос-сийским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет по-гашения государственного внешнего долга Российской Федера-ции, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных органи-заций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефи-цита федерального бюджета включаются:

— объем средств, направляемых на исполнение государствен-ных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

— разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федера-цией, и средствами, направленными на предоставление государ-ственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

— прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязатель-ства страны перед физическими и юридическими лицами, субъ-ектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, ино-странными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федера-ции, а также долговые обязательства по государственным гаран-тиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обя-зательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Выделяют три составных элемента государственного долга: финансовый долг; условный долг (или вероятностные обязатель-ства государства при поручительствах); административный долг.

Финансовый долг, являющийся основной компонентой госу-дарственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для фи-нансирования бюджетных расходов. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, разли-чающихся по критерию их оформления:

— денежные обязательства государства, возникшие в резуль-тате выпуска государственных долговых ценных бумаг;

— денежные обязательства государства, возникшие в резуль-тате заключения правительством страны кредитных договоров.

Соотношение между указанными группами государственных долговых обязательств отражает кредитоспособность государства, поскольку наличие в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств, оформленных ценными бумагами, свидетельствует о выгодности для государства заимствований в форме ценных бумаг, а также готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке.

Условный государственный долг представляет собой совокуп-ность государственных долговых обязательств, которые возни-кают при предоставлении государственными органами финансо-вых гарантий. Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению при нормальном развитии событий, не возникает (поскольку выдача государственных га-рантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), но финансовые ре-сурсы в экономику привлекаются.

Административный долг представляет собой просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расхо-дов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что административный долг является след-ствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) госу-дарством своих бюджетных обязательств.

Таким образом, государственный долг представляет собой до-статочно неординарное финансовое явление, одной из характер-ных особенностей которого является множественность механиз-мов формирования. Это позволяет дать следующее определение: под государственным долгом следует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заемщика, и физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлеченных как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения госу-дарством принятых на себя бюджетных обязательств.

Хорошо известно, что любыми процессами в экономике необ-ходимо управлять. Управление осуществляется и государствен-ным долгом. В РФ оно осуществляется Правительством в преде-лах полномочий, установленных Федеральным Собранием РФ.

Право осуществления государственных внешних заимствова-ний Российской Федерации и заключения договоров о предостав-лении государственных гарантий, договоров поручительства дру-гим заемщиком для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Федерации. От имени Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполно-моченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Федеральное Собрание РФ законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждает предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Федерации.

Так, например, в федеральном бюджете на 2007 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2008 г. предусмотрен по долговым обязательствам РФ в сумме 1363,2 млрд. руб. и верхний предел государственного внешнего долга РФ — в сумме 46,7 млрд. долл. США (или 36,3 млрд. евро).

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслужи-ванию государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ имеет право осуществлять заимствования с превышением установленного законом предельного объема госу-дарственного долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного законом объема государственного долга. Правительство РФ вправе также осуществлять внешние заим-ствования в объеме свыше установленного законом предельного объема заимствований, если при этом Правительство РФ осу-ществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслужива-ние, в рамках установленного предельного объема государствен-ного внешнего долга.

Обычно страны-должники принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников. Тради-ционная мера — выплата долгов за счет золотовалютных резервов, но, если эти резервы исчерпаны или ограниченны, ведётся поиск других путей.

Важное значение в управлении долгом имеет реструктуризация долга (консолидация) внешнего долга с согласия кредиторов. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов с рассрочкой платежа (т. е. с принятием других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслужи-вания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга и т.д.)

Правительство РФ время от времени ведет переговоры о ре-структуризации платежей по долгам с Лондонским клубом кре-диторов, Парижским клубом кредиторов, Международным ва-лютным фондом и Европейским банком развития и реструктури-зации. В августе 2006 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед странами – членами Парижского клуба, выплатив 21,6 млрд. долл.

В Лондонском клубе объединились банки-кредиторы разных стран (примерно 600 банков).

В Парижском клубе объединились государства-кредиторы и фирмы-поставщики.

В целях управления государственным долгом и его снижения разрабатывается программа внешних заимствований, которая представляет собой перечень внешних заимствований федераль-ного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с указанием цели, источников заимствований, сроков возврата, объёмов использованных средств по займу до начала финансового года и в текущем финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государ-ственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквива-лентную 10 млн. долл. США на весь срок займа. (Ст.108 БК РФ). Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы госу-дарственных внешних заимствований РФ федеральным законом о федеральном бюджете.

Разрабатывается также программа совместных государствен-ных внутренних заимствований Российской Федерации субъектов РФ и муниципальных образований. Она представляет собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муни-ципальных образований на очередной финансовый год на покры-тие дефицита (нефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств.

В России введена единая система учёта и регистрации госу-дарственных заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. В этих целях заведена государственная долговая книга Российской Федерации.

Приведём несколько статистических примеров по государ-ственному долгу РФ. Правительство РФ в 90-х гг. заимствовало деньги без учёта масштабности долгов и возможности их возврата. Закончилось это дефолтом 1998 г. Государственных долг в 2000 г. составлял по внутренним заимствованиям — более 150 млрд. долл. США.

Во время обсуждения федерального бюджета на 2002 г. в Гос-ударственной Думе Минфином РФ были названы такие цифры платежей на перспективу по внешним долгам:

в 2001 г. — 14,2 млрд. долл.;

в 2002 г. — 14,2 млрд. долл.;

в 2003 г. — 19,6 млрд. долл.;

в 2004 г. — 16,0 млрд. долл.;

в 2003 г. — 18,0 млрд. долл.

Итого за 5 лет – 82,0 млрд. долл.

Напоминаем, что среднегодовой объём федерального бюджета по доходам за указанные годы составлял около 80 млрд. долл. Вместе с тем высокие мировые цены на нефть и так называемые нефтедоллары позволили России опередить сроки платежей по внешним заимствований и частично погасить долги досрочно.

В 2007–2009 гг. Минфин РФ запланировал разместить внутри страны и за рубежом ценные бумаги Российской Федерации на общую сумму 897 млрд. руб. Учитывая графики погашения дол-гов по выпускам ценных бумаг в предыдущие годы, государ-ственный внутренний долг РФ увеличится с 1032,1 млрд. руб. до 1644,2 млрд. руб.