5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
В настоящее время налоговые инвесторы в России действуют в налоговых условиях, аналогичных правилам налогообложения, установленным для российских организаций. С 1 января 2002 года они уплачивают налог на прибыль в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. Такой порядок отвечает общемировой практике и является справедливым по отношению ко всем участникам предпринимательской деятельности. Это, в частности, означает, что предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, работают в том же правовом поле, что и предприятия, принадлежащие российскому капиталу.
Все доходы, получаемые иностранными юридическими лицами от источников на территории РФ, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не связанные с деятельностью постоянного представительства.
Под постоянным представительством иностранного юридического лица в РФ для целей налогообложения понимается филиал, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными лицами осуществлять представительскую функцию в Российской Федерации. Термин «постоянное представительство» применяется только для определенного налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно-правового
Строительная площадка иностранной организации на территории РФ - это место строительства новых, а также ремонта и реконструкции существующих объектов недвижимого имущества, сооружений, буровых установок и оборудования. Для целей налогообложения имеет значение срок, на который создается строительная площадка. Создание строительной площадки не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в случае, если срок ее существования не превышает 12 месяцев или иных сроков, оговоренных в двустороннем межгосударственном соглашении об избежании двойного налогообложения с соответствующей страной.
Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту ее осуществления через постоянное представительство. Постановка на налоговый учет указанной категории плательщиков производится на основании:
письменного заявления, написанного на бланке установленного образца в двух экземплярах;
учредительных документов, определенных соответствующим законодательством страны происхождения иностранного юридического лица, легализованных в установленном порядке (с нотариально заверенным переводом на русский язык);
доверенности, выданной иностранным юридическим лицом на лицо, с указанием паспортных данных поверенного;
документа о платежеспособности иностранного юридического лица, выданного обслуживающим его банком или иным финансово-кредитным учреждением (с нотариально заверенным переводом на русский язык).
При постановке на учет иностранному юридическому лицу налоговым органом присваивается идентификационный номер налогоплательщика.
Иностранные организации уплачивают налог на прибыль по месту их постановки на учет в налоговом органе. При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования.
Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая получена на территории РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль, полученная иностранной организацией по внешнеторговым операциям, совершаемым от ее имени и связанным с закупкой продукции в РФ.
Постоянные представительства иностранных юридических лиц в РФ осуществляют бухгалтерский учет как самостоятельные хозяйствующие субъекты, ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги,
оборотные ведомости, кассовые книги и др. Однако это не означает, что бухгалтерские регистры должны вестись в соответствии с российскими стандартами. Их форма может быть утверждена головным офисом. Основными требованиями, предъявляемыми к учету, являются:
принцип соответствия, т.е. все доходы и расходы должны относиться к тому периоду, в котором они были получены или израсходованы;
все записи в бухгалтерском учете должны быть подтверждены оправдательными документами;
операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность как на территории РФ, так и за границей.
Эти операции включают все операции с товарами, денежными средствами, другими активами и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другим его обособленным подразделением постоянному представительству в РФ, а также операции с товарами, денежными средствами, другими активами и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица. Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по его стоимости у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и др.
Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство, объектом налогообложения признается (согласно ст. 307 НК РФ) доход, полученный на территории Российской Федерации, уменьшенный на величину производственных расходов этим постоянным представительством. Причем, если у постоянного представительства имеется несколько отделений на территории РФ, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.
Иностранные юридические лица исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета. Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно и фиксирует ее в учетной политике. Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает доходы с применением общеустановленной ставки 24 %. Иностранная организация может осуществлять также деятельность подготовительного или вспомогательного характера в интересах третьих лиц. В этом случае налоговая база определяется в размере 20 % от суммы расходов постоянного представительства, связанного с этой деятельностью. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через
постоянное представительство, уплачивают по итогам каждого отчетного периода авансовый платеж исходя из ставки налога и фактически полученной налогооблагаемой прибыли. Исчисление авансовых платежей производится нарастающим итогом с учетом ранее начисленных сумм. Если иностранная организация ведет свою деятельность без образования постоянного представительства в РФ, то налог с получаемых доходов определяется у источника по каждой выплате таких доходов, и в этом случае российская организация является налоговым агентом.
Налоговая декларация по итогам налогового периода, а также годовой отчет о деятельности иностранной организации в России представляется в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства. Для представления налоговой декларации и налоговых расчетов установлены единые сроки: по квартальным отчетам - не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего периода, а по итогам года - не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
Иностранные юридические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации от деятельности, не связанной с образованием постоянного представительства, облагаются налогом на доходы от источника выплаты. Налоги по доходам от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями иностранные юридические лица уплачивают по ставке 15 %. Налог на доходы от использования авторских прав, лицензий, от аренды и по другим видам доходов, источник которых находится на территории РФ, уплачивается по ставке 20 %. Доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других транспортных средств при осуществлении международных перевозок облагаются по ставке 10 %. Статьей 284 НК РФ предусматривается применение нулевой налоговой ставки в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации. Это, в частности, относится к доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также к доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г.
При рассмотрении особенностей налогообложения иностранных юридических лиц важно остановиться на условиях, предусмотренных ст. 312 НК РФ. Эта статья подтверждает установленный Конституцией РФ принцип прямого действия международных договоров об устранении двойного налогообложения на территории РФ. Здесь также закреплен порядок возврата излишне удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам. Для того чтобы воспользоваться правом льготного налогообложения, иностранная организация должна представить налоговому объекту, выплачивающему доход, следующие документы:
подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;
заявление на возврат удержанного налога по форме, установленной МНС РФ;
копию договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход, и копию платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога в бюджет.
Заявление о возврате сумм излишне удержанных в Российской Федерации налогов, а также другие перечисленные документы иностранная организация должна представить в налоговый орган по месту учета налогового агента в течение 3 лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
На основании Федерального закона от 10.02.99 г. 332-ФЗ введен особый порядок налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции. Суть этого порядка заключается в том, что юридические лица, являющиеся инвесторами соглашений о разделе продукции, определяют облагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог на прибыль по указанным соглашениям обособленно от налога на прибыль по другим видам деятельности. В течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам налога, действовавшим на дату подписания указанных соглашений.
Объектом обложения является доля прибыльной продукции по рыночным ценам, уменьшенная на сумму платежей за пользование недрами и других затрат по условиям соглашения о разделе продукции. Облагаемая прибыль увеличивается на сумму начисленных расчетных дивидендов, включенных в состав возмещенных инвестором затрат. Если в результате этих расчетов возникает отрицательная разница, т.е. затраты с учетом поправочных процентов превышают стоимость принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, то она погашается прибылью в последующие периоды до полного ее возмещения. В период действия соглашения о разделе продукции льготы по налогу на прибыль не применяются.
Налог на прибыль (в рамках указанного соглашения) вносится по установленной ставке в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр или ведутся работы по соглашению о разделе продукции. Место регистрации плательщика в данном случае не имеет значения. Все расчеты в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитываются по курсу ЦБ РФ на день составления отчетности. Запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми российское предприятие или
иностранное юридическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога другими плательщиками.
Иностранные юридические лица, помимо перечисленных налогов, уплачивают налог на добавленную стоимость и налог на имущество. При взимании налога на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ через постоянные представительства, следует руководствоваться положениями гл. 21 НК РФ. Объектом обложения в этом случае будут выступать операции по ввозу товара на территорию РФ, а также иные операции, подлежащие обложению НДС согласно положениям гл. 21 НК РФ. В случае если реализацию товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляет налогоплательщик -иностранное юридическое лицо, не осуществляющее свою деятельность через постоянное представительство и соответственно не состоящее на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Данная налоговая база определяется налоговым агентом - лицом, приобретающим товары (работы, услуги) у иностранного юридического лица и состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации. В обязанности налогового агента входит исчисление, удержание и уплата налога за иностранное юридическое лицо вне зависимости от того, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС.
Иностранные юридические лица, собственники имущества в РФ, обязаны платить налог на имущество, но не с учетом возникающих для иностранных юридических лиц особенностей. В отношении данного налога законодательство РФ отдельно определяет порядок его исчисления и уплаты. Учет в налоговых органах иностранных юридических лиц, имеющих имущество в РФ, производится путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков на основании данного уведомления. На отправку данного уведомления дается срок 1 месяц с момента возникновения права собственности или получения имущества в аренду с последующим переходом права собственности.
Имущество, приобретаемое в РФ, подлежит оценке в совокупности с имуществом, ввозимым иностранным юридическим лицом из-за границы. Такая оценка производится по цене приобретения имущества отделением или по его стоимости у головного офиса на момент передачи отделения в РФ с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и др. Моментом передачи отделению имущества головного офиса считается дата принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Для определения стоимости имущества в первый год приобретения могут приниматься во внимание также данные, указанные в таможенных декларациях. В случае отсутствия счетов на приобретение имущества в РФ, а также в случае, если стоимость имуще
ства не отражена в выписке, полученной из головного офиса, данное имущество учитывается для целей налогообложения по рыночным ценам.
Методика расчета налогооблагаемой базы и самого налога на имущество для иностранных и российских юридических лиц в основе своей одинакова.
В главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» установлены особенности уплаты этого налога для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства и не имеющих такового, но имеющих на территории РФ имущество на правах собственности.
Особенность заключается в том, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через свои представительства, облагаются налогом в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющегося на территории Российской Федерации.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог только в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества), находящегося на территории РФ и принадлежащего им на праве собственности. При этом налоговой базой в отношении данного недвижимого имущества признается инвестиционная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Освобождается от налогообложения имущество в соответствии с принятыми льготами по законодательству РФ и международными договорами, включая имущество дипломатических и приравненных к ним представительств. Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Если таковые не установлены, применяется максимальная ставка налога, предусмотренная Законом РФ «О налоге на имущество предприятий», которая составляет 2,2 %. Сумма налога на имущество исчисляется плательщиком, самостоятельно ежеквартально, нарастающим итогом с начала года и вносится в бюджет по месту нахождения имущества в установленные сроки. Все другие налоги, взыскиваемые с иностранных юридических лиц, взимаются в порядке, установленном законодательством.
5.6. Налогообложение операций с ценными бумагами Налогообложение операций с корпоративными ценными бумагами регулируется статьей 280 НК РФ.
Следует иметь в виду, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно от других доходов и расходов, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Данное положение не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность.
Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
Под рыночной котировкой ценной бумаги понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях настоящей главы за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.
Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорцио
нально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).
Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
по стоимости единицы.
При этом убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде.
При этом убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг.
Налогообложение государственных ценных бумаг регулируется статьей 281 НК РФ.
По государственным ценным бумагам доходы и расходы при выбытии определяются без процентного (купонного) дохода. Это связано с тем, что процентный (купонный) доход по государственным ценным бумагам облагается не по основной ставке 20%, а по ставкам 0%, 9% или 15% .
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5