logo search
Налоги и налогообложение-лекции (1)

3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость

Основное место в российской налоговой системе занимают косвен­ные налоги, к которым относятся налог на добавленную стоимость, акци­зы. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Рос­сийской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый мо­лодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа .

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта на­логообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как создание Европейского экономического сообщест­ва (ЕЭС) предусматривало меры гармонизации систем косвенного налого­обложения (то есть стремление к выравниванию ставок и унификации на­логообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран-членов Европейского экономического сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По со­стоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС применялся в 82 стра­нах мира.

При решении задачи развития рыночных отношений в России воз­никла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г., который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде раз­ницы между фиксированными государством розничными и оптовыми це­нами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на

Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. — М., 1993. — С. 90-92.

основе спроса и предложения, исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он при­менялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем са­мым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирова­ния бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании то­варного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах -24 % . Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов (с учетом нефтегазовых) федерального бюджета России в 2007 г. составил 29,7%; в 2008 г. (оценка) - 34%; в 2009 г. (прогноз) - 40,5%. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ в 2002 г. - 7,12 %, в 2003 г. -6,62%, в 2004 г. - 6,35%, в 2005 г. - 6,44%, в 2006 г. - 5,7%. Для сравне­ния: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение - 6,5 % в Еерма-нии; максимальное значение - 10,2 % в Греции'".

Для функционирования НДС необходима соответствующая инфор­мационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтер­ских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавлен­ной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагае­мый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Тео­ретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимо­стью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). — М 1995.-С. 115.

^ Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб 1997.

затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, ко­торыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавлен­ная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта нало­гообложения.