Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
Здесь прежде всего уместно вспомнить высказывание известного американского экономиста П. Самуэльсона: «Большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения... Я обязан уплачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет». Интересно также высказывание французского министра финансов Шарля Луи Монтескье (1792 г.): «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда». Мысли, надо сказать, концептуальные, вполне современные.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета . Различают следующие виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления^.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Неналоговые доходы имеют следующую структуру:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в воз-
Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).- Ст. 6. ^ Там же.- Ст. 41.
мещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Структура доходов бюджета каждого уровня имеет свою специфику. Консолидированный бюджет РФ, как известно, включает в себя федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. Определяющее значение в решении задач бюджетной политики имеет федеральный бюджет. В последнее десятилетие все больше полномочий передается на уровень субъектов РФ, что предполагает необходимость увеличения доходов их бюджетов. Исходя из этих положений, рассмотрим структуру и динамику доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ, а также бюджетов субъектов РФ. Преимущественное внимание уделим налоговым доходам, т.к. именно они доминируют в структуре доходов, определяют финансовый климат территории. Итак, прежде всего рассмотрим структуру доходов консолидированного бюджета РФ (табл. 2.1).
Отредактировал и опубликовал на сайте ■ PRESSI ( HERSON )
млрд руб
Таблица 2.1
Показатели | Федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | Консолидированный бюджет Российской Федерации | |
Сумма | в%к итогу | |||
Доходы - всего | 7336,8 | 5927,2 | 13264,0 | 100 |
Налоговые доходы | 3896,5 | 3793,2 | 7689,7 | 57,97 |
Налог на прибыль организаций | 195,4 | 1069,2 | 1264,6 | 9,53 |
Налог на доходы физических лиц | - | 1665,8 | 1665,8 | 12,56 |
Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2009 г.*
Продолжение табл. 2.1
Показатели
Единый социальный налог
Федеральный бюджет
509,8
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
0,2
итогу 3,85
Сумма 510,0
Налог на добавленную стоимость
2050,0
0,3
2050,3
15,46
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют, что в объеме доходов консолидированного бюджета РФ на налоговые поступления приходится около 60 %. Кризис повлиял на структуру налоговых доходов. По итогам 2009 г. поступления налога на прибыль организаций по сравнению с 2008 г. снизились практически в 2 раза. В составе налоговых доходов за 2009 г. наи
Акцизы
По данным Федерального казначейства РФ.
Неналоговые доходы | 3432,7 | 451,7 | 3884,4 | 29,29 |
Безвозмездные поступления | 6,2 | 1618,8 | 1625,0 | 12,25 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1,4 | 63,5 | 64,9 | 0,49 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | - | 92,1 | 92,1 | 0,69 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | - | 57,5 | 57,5 | 0,43 |
Единый сельскохозяйственный налог | - | 1,9 | 1,9 | 0,01 |
Налог на имущество физических лиц | - | 15,6 | 15,6 | 0,12 |
Налог на имущество организаций | - | 385,8 | 385,8 | 2,91 |
Транспортный налог | - | 62,0 | 62,0 | 0,47 |
Налог на игорный бизнес | - | 11,0 | 11,0 | 0,08 |
Земельный налог | - | 95,2 | 95,2 | 0,72 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 981,5 | 72,3 | 1053,8 | 7,95 |
Водный налог | 8,1 | - | 8,1 | 0,06 |
Государственная пошлина | 32,7 | 14,5 | 47,2 | 0,36 |
Иные налоговые доходы | 17,5 | 3,9 | 21,4 | 0,16 |
больший удельный вес в общей сумме доходов занимали: налог на добавленную стоимость - 15,46%; налог на доходы физических лиц - 12,56%; налог на прибыль организаций - 9,53%. Это характеристики структуры налогов консолидированного бюджета РФ. Но больший интерес представляет, конечно, анализ бюджетов, его составляющих, прежде всего федерального бюджета.
Налоговые доходы федерального бюджета в 2007-2009 гг.* млрд руб.
Налог на добавленную стоимость
По данным Федерального казначейства РФ.
135,0 2,91 160,5 3,07 101,5 2,61 63,3
96,1
52,61
2050,0
40,75
2132,2
48,80
2261,5
Акцизы
Налог на добычу полезных ископаемых | 1122,9 | 24,23 | 1604,7 | 30,67 | 981,5 | 25,19 | 61,2 |
Государственная пошлина | 29,6 | 0,64 | 33,7 | 0,64 | 32,7 | 0,84 | 97,0 |
Иные налоговые доходы | 38,4 | 0,84 | 33,7 | 0,65 | 17,5 | 0,65 | 51,9 |
Доля налоговых доходов в доходах федерального бюджета, % | 59,6 | X | 56,4 | X | 53,1 | X | -3,3 п.п. |
2009
2008
2007
Таблица 2.2
Показатели | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | 2009 к 2008, % |
Доходы федерального бюджета - всего | 7779,1 | X | 9274,1 | X | 7336,8 | X | 79,1 |
Налоговые доходы -всего | 4633,7 | 100 | 5232,7 | 100,0 | 3896,5 | 100 | 74,5 |
Налог на прибыль организаций | 641,3 | 13,84 | 761,1 | 14,55 | 195,4 | 5,02 | 25,7 |
Единый социальный налог | 405,0 | 8,74 | 506,8 | 9,68 | 509,8 | 13,08 | 100,6 |
Доходы федерального бюджета РФ в 2009 г. составили 7336,8 млрд руб. и сократились на 20,9% по сравнению с 2008 г. Более чем на 50% доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов, однако доля последних в общей сумме доходов федерального бюджета из года в год уменьшалась и по итогам 2009 г. составила 53,1% (в 2007 г. -59,6%).
Самым весомым налоговым доходом федерального бюджета за 2009 г. являлся НДС. Поступления НДС в условиях кризиса практически не уменьшились, более половины налоговых доходов федерального бюджета формируется за его счет (в 2009 г. - 52,61%). Более четверти налоговых доходов федерального бюджета за 2009 г. обеспечили денежные средства от налога на добычу полезных ископаемых (25,19%). Но ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, связанное с падением цен на энергоресурсы, послужило причиной значительного снижения поступлений налога на добычу полезных ископаемых (в абсолютной сумме в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - на 38,8%, в структуре налоговых доходов - на 5,48%).
Единый социальный налог - единственный налог, поступления по которому в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не снизились. Основной причиной послужил рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2009 г. до 18637, 5 руб. по сравнению с 17290,1 руб. в 2008 г. Но в связи с изменением в Российской Федерации порядка формирования доходов социальных внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. ЕСН заменен на страховые взносы в соответствующие фонды.
Доходы федерального бюджета запланированы в следующих суммах: в 2011 г. - 8844 трлн руб.; 2012 г. - 9503 млрд руб.; 2013 г. - 10379 млрд руб. Проанализировав показатели федерального бюджета, можно отметить, что дефицит федерального бюджета складывается в следующих объемах: 2011 г. - 1814 млрд руб. (3,6% ВВП); 2012 г. - 1734,4 млрд руб. (3,1% ВВП); 2013 г. - 1785,7 млрд руб. (2,9% ВВП)*. То есть параметры федерального бюджета на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. достаточно жесткие и Правительству РФ предстоит серьезная работа по развитию экономики, наращиванию финансового потенциала страны, увеличению доходов, прежде всего налоговых поступлений.
Рассмотрим следующее звено бюджетной системы - бюджеты субъектов РФ. Вопросы их финансовой состоятельности, в том числе за счет налоговых поступлений, стоят очень остро. Здесь уместно привести высказывание Президента РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 года: «...надо поощрять, а не лишать поддержки регионы,
Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов».
которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций... Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач». Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов установлены ст. 2 Федерального закона от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов».
Следует отметить, что в период кризиса налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократились не в такой степени, как по федеральному бюджету, составив по итогам 2009 г. 3793,1 млрд руб. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
млрд руб.
Акцизы
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 71,6 | 1,98 | 102,4 | 2,34 | 92,1 | 2,43 | 89,9 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 50,7 | 1,40 | 56,7 | 1,29 | 57,5 | 1,52 | 101,5 |
Налог на имущество организаций | 262,7 | 7,26 | 323,6 | 7,38 | 385,8 | 10,17 | 119,2 |
Транспортный налог | 40,3 | 1,11 | 53,1 | 1,21 | 62,0 | 1,62 | 116,8 |
Земельный налог | 68,9 | 1,81 | 80,2 | 1,83 | 95,2 | 2,51 | 118,7 |
2009
2008
2007
Показатели | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | ZKJKJy К 2008 , % |
Налоговые доходы -всего | 3617,6 | 100 | 4385,1 | 100 | 3793,1 | 100 | 86,5 |
Налог на прибыль организаций | 1530,7 | 42,31 | 1752,0 | 39,95 | 1069,2 | 28,19 | 61,0 |
Налог на доходы физических лиц | 1266,6 | 35,01 | 1666,3 | 38,00 | 1665,8 | 43,92 | 100,0 |
Налоговые доходы свода консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007-2009 гг.
Важнейшей характеристикой консолидированных бюджетов РФ за последний период является сокращение доли налога на прибыль организаций. В 2009 г. налогооблагаемая прибыль организаций значительно уменьшилась, и несмотря на увеличение с 1 января 2009 г. налоговой ставки, по которой этот налог зачисляется в бюджеты субъектов РФ, поступления налога на прибыль организаций в общей сумме налоговых доходов в своде консолидированных бюджетов субъектов РФ составили в 2009 г. 1069,2 млрд руб. (28,19%), тогда как в 2007 г. эта доля равнялась 42,31%. Налог на доходы физических лиц в 2009 г. сохранился на уровне 2008 г. В настоящее время это один из определяющих доходных источников консолидированных бюджетов субъектов РФ, который по итогам 2009 г. составил 43,92% всех налоговых доходов. Еще один значительный доходный источник консолидированных бюджетов субъектов РФ - налог на имущество организаций. В 2009 г. данный налог поступил в сумме 385,8 млрд руб. (10,17% общей суммы налоговых доходов) и увеличился по сравнению с 2008 г. на 19,2%.
Продолжение табл. 2.3
Показатели | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | Сумма | в%к итогу | ZKJKJy К 2008 , % |
Налог на добычу полезных ископаемых | 74,5 | 2,06 | 103,4 | 2,36 | 72,3 | 1,91 | 70,0 |
Иные налоговые доходы | 72,3 | 2,00 | 58,0 | 1,32 | 47,5 | 1,25 | 81,8 |
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - всего | 4841,8 | X | 6199,1 | X | 5927,2 | X | 95,6 |
Доля налоговых доходов в своде доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ | 74,7 | X | 70,7 | X | 64,0 | X | -6,7 п.п. |
Доля налоговых доходов в структуре свода консолидированных бюджетов субъектов РФ, как и в федеральном бюджете, постоянно сокращается и в 2009 г. составила 64%, снизившись по отношению к 2008 г. на 6,7 п. п. Отличительной особенностью свода консолидированных бюджетов субъектов РФ является то, что, помимо налоговых доходов, достаточно большую долю в общей сумме их доходов занимает финансовая помощь из федерального бюджета (в разных формах).
Период экономического кризиса внес существенные коррективы в налоговую политику РФ. Основные направления налоговой политики РФ
на 2011 г. и плановый период 2012 г. и 2013 г. отражают эти изменения. Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным влияниям экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации - основные цели налоговой политики в среднесрочной перспективе.
Налоговая политика должна быть ориентирована на адаптацию общественных отношений к изменившимся условиям развития экономики и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Для достижения этих целей необходимо решение целого ряда сложных экономических задач, в числе которых можно особо выделить следующие:
обеспечение сбалансированности расходных полномочий и финансовых ресурсов для их реализации на каждом уровне публичной власти, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала каждой территории;
определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуры налогов, соответствующих современному этапу развития российской экономики и стимулирующих развитие предпринимательства, разработку и применение передовых технологий.
Приведенные тезисы мы считаем возможным рассматривать как базовые положения на пути совершенствования налоговой системы, подходов к распределению налогов между бюджетами всех уровней с целью обеспечения финансовой состоятельности каждого публично-правового образования.
Основные направления налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. // URL: http://wwwl.minfin.ru/ra/tax_relations/policy.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5