logo search
Налоги и налогообложение-лекции (1)

9.2. Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., со­держит правовые и экономические основы, регламентирующие комплекс­ное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отноше­ния природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования - введение платежей в бюджет за пользование не­драми, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпри­нимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03 95 г. № 27-ФЗ «О внесении изме­нений и дополнений в Закон РФ "О недрах" с пользователей недр взима­лись платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации под­земных сооружений. Система платежей включала в себя сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользованием недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на от­дельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориаль­ного моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

С вступлением в силу с 1.01.2002 г. главы 26 НК РФ структура пла­тежей за пользование недрами, предусмотренная Законом РФ «О недрах», претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, от­числения на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных иско­паемых. Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользо­вании недрами, кроме налога на добычу полезных ископаемых, включает:

Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, т.к. вве­дены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на на­логовые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевре­менностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обяза­тельных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все платежи, а только разовые за

пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами, ин­формация по которым поступает в их распоряжение.

Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является на­лог на добычу полезных ископаемых, введенный главой 26 НК РФ с 1 ян­варя 2002 г. Плательщиками данного налога являются организации и ин­дивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добываю­щего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность необходимо получить от­дельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».

В пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ перечислены полез­ные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу.

Налоговый кодекс вводит новый термин «добытые полезные иско­паемые». Под этим термином в статье 337 Налогового кодекса РФ пони­мается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карь­еров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональ­ный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организа­ции. В статье 337 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископае­мых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, угле­водородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для чего определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.

Предусматривается два способа, с помощью которых можно опреде­лить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом используются из­

мерительные средства и учитываются фактические потери полезного ис­копаемого. Косвенный способ можно применять только в тех случаях, ес­ли известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технология добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик оп­ределяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 40 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добав­ленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входит оплата та­моженных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магистральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магист­ральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, раз­грузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.

Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно опреде­лить исходя из цен реализации, берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей - 3,8%, а самая высокая для газо­вого конденсата - 17,5%.

Ставка налога на добытую нефть установлена в рублях за одну тонну нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с 1.01.2007 г. -419 руб.) При этом она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности конкретного участка недр. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка - 0%, в частности для:

♦ полезных ископаемых, остающихся в отходах перерабатывающих производств, в связи с отсутствием в России технологии, позволяющей их извлекать;

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэф­фициентом 0,7.

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых - ка­лендарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет - не позднее 25-го числа месяца, следую­щего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представ­ляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым пе­риодом.

Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, можно сделать вывод о его основном недостатке: он не дела­ет разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими пред­приятиями и месторождениями, т.к. ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.

Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Сле­довательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с по­мощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования до­бычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Однако проблема изъятия ренты при нефтедобы­че не решена до конца, т.к. ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи. Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, их невозможно подробно рассмотреть в рам­ках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообло­жения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей про­мышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рен­табельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежа­щим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, следствием которых

является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтя­ных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальней­шего технического совершенствования и, как следствие, снижения издер­жек по добыче сырья.

Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая определяется исходя из стоимости основ­ных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налого­вым последствием такого варианта является то, что он стимулирует уве­личение затрат разработки месторождений, т.к. сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет от­сутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании получить убыток.

Возможно совершенствование рентных отношений в недропользо­вании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регу­лярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользовате­лям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полез­ных ископаемых, разведку полезных ископаемых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Вели­чина регулярных платежей зависит от экономико-географических усло­вий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительно­сти работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится воз­можность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.

Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензион­ное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разра­ботки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов - и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях, при решении проблемы рентных платежей, следует руководство­ваться не только фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.