9.2. Платежи за пользование недрами
Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования - введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
В соответствии с ФЗ РФ от 03.03 95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах" с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользованием недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
С вступлением в силу с 1.01.2002 г. главы 26 НК РФ структура платежей за пользование недрами, предусмотренная Законом РФ «О недрах», претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами, кроме налога на добычу полезных ископаемых, включает:
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
регулярные платежи за пользование недрами;
платежи за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензии.
Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, т.к. введены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все платежи, а только разовые за
пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами, информация по которым поступает в их распоряжение.
Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых, введенный главой 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность необходимо получить отдельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».
В пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу.
общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
геологические коллекционные материалы;
ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т.д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;
полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых.
Налоговый кодекс вводит новый термин «добытые полезные ископаемые». Под этим термином в статье 337 Налогового кодекса РФ понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организации. В статье 337 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для чего определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.
Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом используются из
мерительные средства и учитываются фактические потери полезного ископаемого. Косвенный способ можно применять только в тех случаях, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технология добычи.
Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:
цены реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;
расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).
Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 40 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входит оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магистральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.
Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей - 3,8%, а самая высокая для газового конденсата - 17,5%.
Ставка налога на добытую нефть установлена в рублях за одну тонну нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с 1.01.2007 г. -419 руб.) При этом она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности конкретного участка недр. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка - 0%, в частности для:
нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;
попутного газа;
подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;
♦ полезных ископаемых, остающихся в отходах перерабатывающих производств, в связи с отсутствием в России технологии, позволяющей их извлекать;
минеральных вод, в случае их использования в лечебных и курортных целях без непосредственной реализации;
подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях, и др.
Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.
Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых - календарный месяц.
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, можно сделать вывод о его основном недостатке: он не делает разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, т.к. ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.
Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Следовательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с помощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования добычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Однако проблема изъятия ренты при нефтедобыче не решена до конца, т.к. ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи. Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, их невозможно подробно рассмотреть в рамках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообложения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей промышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рентабельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежащим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, следствием которых
является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтяных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальнейшего технического совершенствования и, как следствие, снижения издержек по добыче сырья.
Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая определяется исходя из стоимости основных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налоговым последствием такого варианта является то, что он стимулирует увеличение затрат разработки месторождений, т.к. сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет отсутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании получить убыток.
Возможно совершенствование рентных отношений в недропользовании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регулярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Величина регулярных платежей зависит от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится возможность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.
Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разработки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов - и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях, при решении проблемы рентных платежей, следует руководствоваться не только фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.
- Раздел I. Налоговая система российской федерации и налоговая политика государства
- Глава 1. Характеристика налоговой системы
- 1.1. Содержание налогов, налоговая политика
- 1.2. Современная налоговая система рф. Виды налогов
- 1.3. Правовое регулирование налоговой системы рф
- Глава 2. Структура и динамика налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации
- Раздел п. Налогообложение организации
- Глава 3. Налог на добавленную стоимость
- 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
- 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
- 3.3. Налоговая база
- 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
- 3.6. Налогообложение экспортных операций
- Глава 4. Акцизы
- 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
- 4.2. Объект налогообложения акцизами
- 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
- 4.4. Порядок исчисления акцизов
- 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
- 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
- 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
- Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
- 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
- 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
- 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
- 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
- Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
- 6.1. Упрощенная система налогообложения
- 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- Глава 7. Налог на имущество организаций
- 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
- 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
- 7.3. Налоговые льготы
- 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
- 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
- Глава 8. Транспортный налог
- 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
- 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
- Глава 9. Платежи за природные ресурсы
- 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
- 9.2. Платежи за пользование недрами
- 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
- 10.1. Таможенные пошлины
- 10.2. Государственная пошлина
- 10.3. Налог на игорный бизнес
- Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
- 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
- 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
- 11.3. База для начисления страховых взносов
- 11.4. Тарифы страховых взносов
- 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
- 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
- Раздел III. Налогообложение физических лиц
- Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
- Глава 13. Налог на доходы физических лиц
- Глава 14. Налог на имущество физических лиц
- Раздел IV. Налоговый контроль
- Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
- 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
- Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5