3.1. Финансовая политика России в современных условиях
Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики определяется:
• соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;
• разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
• осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.
Классическая теория отводила государству практически «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, — это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок — главный регулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг. и 2006—2008 гг.), утверждаемых Правительством РФ, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг.1, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике»2 и рядом других законодательных и нормативных актов.
Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. Б соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск. (Например, в 1992—1999 гг. было характерным значительное противостояние Государственной Думы законодательным инициативам Правительства РФ в области реализации экономической и финансовой политики.) Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000—2004 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических целей финансовой политики в начале XXI в. Общей стратегической задачей развития объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста.
Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики:
— проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами;
— формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны;
— обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;
— устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и бюджетного процесса;
— оптимизация бюджетной сети, внедрение новых методов бюджетирования в зависимости от результатов выполняемых функций и эффективности работы;
— существенное снижение издержек функционирования государства;
— значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
— создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и объективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;
— приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
— обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
— оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
— отказ от безадресной системы льгот;
— постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;
— четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
— максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
— завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы Федерального казначейства;
— реформирование бюджетного учета и бюджетной классификации;
— обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
Важнейшая часть финансовой политики — налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:
• без налогов государство не может существовать;
• налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается;
• в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;
• государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода свыше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса;
• налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;
• суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию к росту только при такой экономической системе, когда государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только оно нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;
• налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по их сбору, к росту недоимок и штрафов и в итоге к разрушению экономики;
• косвенные налоги наиболее удобны с позиции формирования доходов бюджета, однако их бремя падает на конечного потребителя товаров и услуг. Этот парадокс заключается в том, что при разных уровнях доходов граждан уровень их потребления относительно одинаков. Использование косвенных налогов приводит к тому, что у основной части населения изымаются накопления, тем самым разрушается база кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаев;
• основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.
К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:
— значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;
— упрощение налоговой системы;
— минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
— снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
— оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;
— создание условий для легализации прибылей предприятий;
— сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администрирования;
— усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых. Частично эти задачи уже решены и будут продолжать решаться в
2006—2008 гг. Наиболее существенные меры были приняты по стимулированию предприятий к начислению реальной заработной платы, а не «увода ее в тень». Для этого введена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) (ЕСН) с применением регрессивной шкалы, с 1 января 2005 г. его ставки снижены до 26%). Коренные изменения произошли в системе налогообложения прибыли за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), уменьшения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 18%, введения специального налогового режима для малых предприятий, амортизационных премий (с 1 января 2006 г.)1.
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ (Банком России), ее задачами на ближайшие годы являются:
— сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
— создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени; развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;
— контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса по отношению к корзине валют;
— достижение полной конвертируемости рубля;
— снятие большинства ограничений в области валютного контроля. Составными частями денежной политики являются эмиссионная
политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).
Известно, что кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал — важнейшее условие осуществления воспроизводственного процесса, которое обеспечивает возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Высокие ставки рефинансирования сказываются самым негативным образом, так как имеют место невозврат кредитов, рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг, уменьшение рентабельности у заемщиков (вследствие чего происходит сокращение налогооблагаемой базы), свертывание производства, сужение внутреннего потребительского рынка из-за падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.
В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных сти-
мулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов.
Финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной.
Тем не менее, нельзя не отметить, что в ее реализации есть много противоречивых моментов. В частности, она ориентирована на сравнительно краткосрочный период (два-три года), предпочтение отдается стабилизации макроэкономических показателей и недостаточно обеспечивается сдерживание инфляции. Резкой критике подвергается политика Минфина России по увеличению профицита бюджета и стабилизационного фонда при крайне незначительном ежегодном снижении налогового бремени (не более 1% в год), что трудно объяснить, например, при планируемом на 2006 г. профиците бюджета • в 800 млрд руб. и величине стабилизационного фонда свыше 750 млрд руб.
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122