7.2. Система таможенных платежей
Таможенные платежи — это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; —акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
— таможенные сборы.
Рассмотрим существенные элементы таможенных платежей.
Плательщики таможенных платежей — декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность по их уплате (например, таможенный брокер — при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада — в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения). Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена1. Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Методы определения таможенной стоимости товаров
Метод | Формула расчета | Примечание |
1 | 2 | 3 |
По цене сделки с ввозимыми товарами | Ст=Цсд + Рн | Ст — таможенная стоимость товара; Цсд — цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар; Рн — накладные расходы вне территории РФ: — по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию РФ, включая стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке и страховую сумму; — комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара; — стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; — стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке и др. |
По цене сделки с идентичными товарами | Ст - Цид + Рн | Цид — цена сделки по товару, идентичному ввозимому (идентичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значению и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения) |
По цене сделки с однородными товарами | Ст = Цод + Рн | Цод — цена сделки по товару, однородному ввозимому (однородным считается товар, который выполняет те же функции, что и ввозимый, является коммерчески взаимозаменяемым, имеет одинаковые характеристики по назначению, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения)
|
Вычитания стоимости | Ст = Цпр — РнРФ | Цпр — цена продажи товара на территории РФ; Рнрф — накладные расходы на территории РФ: — комиссионные вознаграждения, торговые надбавки на территории РФ; — налоги и сборы, уплачиваемые в Российской Федерации; — расходы на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, понесенные в Российской Федерации; — импортные таможенные платежи, уплачиваемые таможенным органам |
Сложения стоимости | Ст = Зн + Рн + Пэ | Зи— затраты изготовителя импортного товара; Пэ — прибыль, получаемая экспортером от продажи товара |
Резервный | ст = цмир | Цмир — цена, устанавливаемая таможней с учетом мировых цен на товары (используются официальные прейскуранты цен на товары или торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; биржевые котировки цен; и др.). |
Срок уплаты таможенных платежей устанавливается следующий: при ввозе — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, а при вывозе — не позднее дня подачи таможенной декларации.
Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на пошлины, налоги и обязательные платежи неналогового характера — таможенные сборы (рис. 7.2).
Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным,
что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров
таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).
Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. для стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.
Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций.
В 1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин — 5; 10; 15 и 20%.
Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические, определяемые в фиксированном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую ставки.
Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара. В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)1. Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.
Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран — пользователей схемой преференций РФ и стран — участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются2. Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот — освобождение от уплаты пошлины.
Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных):
— ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительными документами;
— ввозимых на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных для официального или личного пользования дипломатическими представителями иностранных государств;
— товаров, перемещаемых иод таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;
— в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг;
— подлежащих обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;
— транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;
— ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия и др.1
НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%. Статьей 150 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС при ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ.
Так, НДС не уплачивается при ввозе:
1) товаров (за исключением подакцизных, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации (согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ));
2) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий; технических средств, для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов их семей;
10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ.
Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню, установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при применении специфических ставок — объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При использовании комбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при применении адвалорной и специфической ставок.
Таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ1. Они дифференцированы в зависимости от таможенной стоимости товаров и ограничены приблизительной стоимостью оказанных услуг — 100 тыс. руб. (табл. 7.2).
Таблица 7.2 Размеры сборов за таможенное оформление товаров
Таможенная стоимость товара | Размер сбора за таможенное оформление, руб. |
До 200 тыс. руб. (включительно) Свыше 200 тыс. до 450 тыс. руб. (включительно) Свыше 450 тыс. до 1200 тыс. руб. (включительно) Свыше 1200 тыс. до 2500 тыс. руб. (включительно) Свыше 2500 тыс. до 5000 тыс. руб. (включительно) Свыше 5000 тыс. до 10 000 тыс. руб. (включительно) Свыше 10 000 тыс. до 30 000 тыс. руб. (включительно) Свыше 30 000 тыс. руб. | 500 1000 2000 5500 7500 20 000 50 000 100 000 |
Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 2000 руб., от 50 до 100 км — 3000 руб., от 100 до 200 км - 4000 руб., свыше 200 км - 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речнв1х или воздушных судов размер сбора составляет 20 000 руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122