1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Они обязательны, потому что без любой из них процесс воспроизводства будет прерван. Однако распределение является важнейшей стадией воспроизводственного процесса.
Каждая стадия воспроизводства обслуживается одной или несколькими экономическими категориями. Участие категорий в процессе воспроизводства может быть прямым и опосредованным. Так, цена наряду с такой категорией, как товар, является центральной для стадии обмена. Но на стадии потребления она участвует опосредованно. Если исходить из общественного назначения государственных финансов (формирование и использование денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих функций), то их роль наиболее значительна на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются все общественные интересы и, соответственно, все их противоречия.
Распределению подлежит результат стадии производства — совокупный общественный продукт (СОП). Следует отметить, что вместо СОП для анализа можно было бы выбрать валовой внутренний продукт (ВВП). Оба эти показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в ВВП не включаются материальные затраты на производство продукции, а в СОП не входят непроизводственные услуги (на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества). Однако если подходить с позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительнее исследовать показатель СОП1, поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства.
СОП состоит из двух основных частей:
1) стоимости израсходованных на производство продукции средств производства: орудий и предметов труда (С);
2) национального дохода: стоимости рабочей силы и прибавочного продукта ( V и m).
Следует сразу же оговорить условность применения всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередности и последовательности операций. Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственными субсидиями, либо банковским кредитом, которые формируются за пределами материального производства. Возмещение из стоимости СОП израсходованных средств производства (в виде амортизации, закупки новых материалов, сырья, полуфабрикатов, приобретения топлива и электроэнергии и т.п.) нельзя относить к процессам распределения. Это возмещение вызвано необходимостью воспроизводства, без чего, как уже отмечалось, общество не может существовать. Однако формально это — процесс распределения СОП.
Если сферу материального производства можно было бы принять за изолированную систему, то дальнейшее перераспределение (ибо только так можно обозначить распределение уже распределенного) свелось бы лишь к уплате налогов из V и т. Однако в реальной сфере
распределения участвует не только государство (через систему налогов), но и сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система и т.д. Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетных организаций. Последние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, осуществляют взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формирование доходов государства. Далеко не все отношения распределения являются финансами. Но за границей сферы распределения нет государственных финансов.
На первой стадии распределения СОП делится на С и V + т, а на второй национальный доход ( V + т) — на фонд накопления и фонд потребления. Но еще до наступления второй стадии в распределительный процесс «вмешивается» государство, изымая часть индивидуальных и коллективных доходов через такие экономические инструменты, как налоги, займы, страховые платежи. Следует отметить, что общество участвует в определении «порога» изъятия части дохода. Оно пытается определить границы деятельности государства, для этого формируется законодательная и исполнительная власти. Государство также стремится расширить сферу своего воздействия. Чем шире его функции, тем на большую сумму доходов членов общества оно претендует.
Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально. Оно зависит как от временного фактора, так и от особенностей субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На величину потребления влияние оказывают уровень технологий, коммуникаций, государственное устройство, авторитет общественных движений и др.
Невозможно четко определить тенденции в соотношении между фондами накопления и потребления. При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е. растут личные сбережения. Если относительная доля потребления в национальном доходе снижается, растут корпоративные накопления. И это понятно, поскольку весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит обладающий уникальной особенностью товар «рабочая сила», которая способна создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Такого свойства не имеют остальные компоненты производства: орудия и предметы труда.
Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов.
Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними для отдельных государств зависит от государственного устройства, традиций и т.д. Там, где государство берет на себя часть расходов на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, фонд общественного потребления превалирует в общей величине фонда потребления. Здесь важно понять тенденцию: чем выше доля общественных, тем ниже доля личных фондов потребления.
В области теории финансов не прекращаются споры об эффективности участия государства в воспроизводственном процессе. Для каждого государства в определенное время необходимо вырабатывать конкретные рекомендации, исходя из понимания того, что высокий уровень дохода граждан создает высокий потребительский спрос, оздоравливающий экономику. Соответственно растет налогооблагаемая база и увеличивается доля государственных накоплений. Последние способствуют расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. В странах, где правительство ограничивает через налоги личные доходы, экономика не имеет базы роста. Сужение внутренних источников расширенного воспроизводства покрывается внешними заимствованиями. Источником же погашения внешних долгов выступают только налоги и государственное имущество.
Через фонды общественного потребления осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности, сельского хозяйства и т.п. Здесь важно отметить, что формирование и использование этих фондов обслуживают финансы. Никакая другая экономическая категория не принимает непосредственного участия в этом процессе. Но это не следует понимать дословно. Ведь система бухгалтерского учета, например, создает предпосылку для определения величины налогов и отчислений, а система цен и амортизационных отчислений влияет на сумму прибыли.
Основная часть фондов общественного потребления реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения своими платежами принимают участие как работодатели, так и наемные работники. В последнем случае в фонд общественного потребления
направляется часть фонда личного потребления. Его оставшаяся часть делится на две: фонд личных накоплений и фонд потребления. Именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос обусловливает предпосылки для развития товарного производства.
Категория «финансы» тесно связана с другими экономическими категориями. Налог — это важнейший финансовый инструмент. Государство через налоги стремится обеспечить устойчивый экономический рост. Взаимосвязаны и понятия «налог» и «заработная плата». В современной России чем больше налоги, тем меньше заработная плата (во внебюджетной сфере), чем выше заработная плата, тем значительнее налог. Налоговая система в нашей стране построена таким образом, что величина налогов зависит не столько от эффективности работы и прибыльности предприятия, сколько от общей суммы оплаты труда и объема продаж.
Кредит, понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе достаточно определена: это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами. Но кредит является и важнейшей формой покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы кредиты банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь бюджетные средства служат одним из основных ссудных источников для коммерческих банков. Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях происходит движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму.) В отдельных странах кредитное регулирование со стороны государства приобретает такую форму, при которой взаимозависимость финансов и кредита становится еще более тесной. Например, в России и большинстве развитых стран при расчете налога на прибыль расходы за пользование кредитом снижают налогооблагаемую базу.
Цена как экономическая категория при планово-регулируемой экономике является важнейшим инструментом формирования доходов государства. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если государство не прибегнет к регулированию цен, особенно естественных монополий, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран осуществляется государственное регулирование цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение. Цены используются государством при таможенном регулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам таможенные пошлины взимаются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Следовательно, возрастают доходы бюджета (и цены на внутреннем российском рынке).
Все перечисленные категории имеют денежный характер, денежную природу и подчас имеют признаки двух категорий и более. Так, заработная плата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т.е. деньгами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд. Налог — это тоже деньги, которые мы безвозмездно отдаем государству по действующим законам. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но, кроме того, налог является еще и частью наших доходов и зарплаты.
Все перечисленные категории объединяет их денежная природа. Отличаются они друг от друга своими функциями и назначением, Однако различить их можно только в том случае, если рассматривать всю совокупность признаков.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122