logo
Финансы - Романовский

1.2. Финансы в общественном воспроизводстве

Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс воспроизводства включает четыре стадии: производство, распреде­ление, обмен, потребление. Они обязательны, потому что без любой из них процесс воспроизводства будет прерван. Однако распределе­ние является важнейшей стадией воспроизводственного процесса.

Каждая стадия воспроизводства обслуживается одной или не­сколькими экономическими категориями. Участие категорий в про­цессе воспроизводства может быть прямым и опосредованным. Так, цена наряду с такой категорией, как товар, является центральной для стадии обмена. Но на стадии потребления она участвует опосредованно. Если исходить из общественного назначения государственных финансов (формирование и использование денежных фондов, обес­печивающих выполнение государством своих функций), то их роль наиболее значительна на стадии распределения. На этой стадии вос­производственного процесса активнее проявляются все обществен­ные интересы и, соответственно, все их противоречия.

Распределению подлежит результат стадии производства — сово­купный общественный продукт (СОП). Следует отметить, что вмес­то СОП для анализа можно было бы выбрать валовой внутренний продукт (ВВП). Оба эти показателя обладают своими достоинства­ми и недостатками. Так, в ВВП не включаются материальные затра­ты на производство продукции, а в СОП не входят непроизводствен­ные услуги (на долю которых в высокоразвитом обществе приходит­ся более трети затрат общества). Однако если подходить с позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительнее исследо­вать показатель СОП1, поскольку он более полно отражает важней­шую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства.

СОП состоит из двух основных частей:

1) стоимости израсходованных на производство продукции средств производства: орудий и предметов труда (С);

2) национального дохода: стоимости рабочей силы и прибавоч­ного продукта ( V и m).

Следует сразу же оговорить условность применения всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередно­сти и последовательности операций. Так, чтобы организовать произ­водство, надо воспользоваться либо государственными субсидиями, либо банковским кредитом, которые формируются за пределами ма­териального производства. Возмещение из стоимости СОП израсхо­дованных средств производства (в виде амортизации, закупки новых материалов, сырья, полуфабрикатов, приобретения топлива и элект­роэнергии и т.п.) нельзя относить к процессам распределения. Это возмещение вызвано необходимостью воспроизводства, без чего, как уже отмечалось, общество не может существовать. Однако формаль­но это — процесс распределения СОП.

Если сферу материального производства можно было бы принять за изолированную систему, то дальнейшее перераспределение (ибо только так можно обозначить распределение уже распределенного) свелось бы лишь к уплате налогов из V и т. Однако в реальной сфере

распределения участвует не только государство (через систему на­логов), но и сфера услуг, образования, здравоохранения, банковская система и т.д. Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетных организаций. Послед­ние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государ­ства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, осуществляют взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формиро­вание доходов государства. Далеко не все отношения распределения являются финансами. Но за границей сферы распределения нет го­сударственных финансов.

На первой стадии распределения СОП делится на С и V + т, а на второй национальный доход ( V + т) — на фонд накопления и фонд потребления. Но еще до наступления второй стадии в распредели­тельный процесс «вмешивается» государство, изымая часть индиви­дуальных и коллективных доходов через такие экономические инст­рументы, как налоги, займы, страховые платежи. Следует отметить, что общество участвует в определении «порога» изъятия части дохо­да. Оно пытается определить границы деятельности государства, для этого формируется законодательная и исполнительная власти. Государство также стремится расширить сферу своего воздействия. Чем шире его функции, тем на большую сумму доходов членов об­щества оно претендует.

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально. Оно зависит как от временного фактора, так и от особенностей субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На величину потребления влияние оказывают уровень технологий, коммуникаций, государственное устройство, авторитет общественных движений и др.

Невозможно четко определить тенденции в соотношении между фондами накопления и потребления. При достаточно высоком уров­не фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е. растут личные сбережения. Если относитель­ная доля потребления в национальном доходе снижается, растут кор­поративные накопления. И это понятно, поскольку весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит обладающий уникальной особенностью товар «рабочая сила», которая способна создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Такого свойства не имеют остальные компоненты производства: ору­дия и предметы труда.

Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложе­ния в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов.

Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда обще­ственного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними для отдельных государств зависит от государственного устройства, традиций и т.д. Там, где государство берет на себя часть расходов на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, фонд общественного потребления превалирует в общей величине фонда потребления. Здесь важно понять тенденцию: чем выше доля общественных, тем ниже доля личных фондов потребления.

В области теории финансов не прекращаются споры об эффектив­ности участия государства в воспроизводственном процессе. Для каждого государства в определенное время необходимо вырабаты­вать конкретные рекомендации, исходя из понимания того, что вы­сокий уровень дохода граждан создает высокий потребительский спрос, оздоравливающий экономику. Соответственно растет налого­облагаемая база и увеличивается доля государственных накоплений. Последние способствуют расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. В странах, где правительство ограничивает че­рез налоги личные доходы, экономика не имеет базы роста. Сужение внутренних источников расширенного воспроизводства покрывается внешними заимствованиями. Источником же погашения внешних долгов выступают только налоги и государственное имущество.

Через фонды общественного потребления осуществляется финан­сирование расходов на управление, оборону, поддержку промышлен­ности, сельского хозяйства и т.п. Здесь важно отметить, что форми­рование и использование этих фондов обслуживают финансы. Никакая другая экономическая категория не принимает непосредственного участия в этом процессе. Но это не следует понимать дословно. Ведь система бухгалтерского учета, например, создает предпосылку для определения величины налогов и отчислений, а система цен и амор­тизационных отчислений влияет на сумму прибыли.

Основная часть фондов общественного потребления реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В боль­шинстве стран с развитой рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения свои­ми платежами принимают участие как работодатели, так и наемные работники. В последнем случае в фонд общественного потребления

направляется часть фонда личного потребления. Его оставшаяся часть делится на две: фонд личных накоплений и фонд потребления. Именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос обусловливает предпосылки для развития товарного производ­ства.

Категория «финансы» тесно связана с другими экономическими категориями. Налог — это важнейший финансовый инструмент. Го­сударство через налоги стремится обеспечить устойчивый экономи­ческий рост. Взаимосвязаны и понятия «налог» и «заработная плата». В современной России чем больше налоги, тем меньше заработная плата (во внебюджетной сфере), чем выше заработная плата, тем значительнее налог. Налоговая система в нашей стране построена таким образом, что величина налогов зависит не столько от эффек­тивности работы и прибыльности предприятия, сколько от общей суммы оплаты труда и объема продаж.

Кредит, понимаемый как банковский кредит, не зависит от госу­дарства. Его роль в воспроизводственном процессе достаточно опре­делена: это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами. Но кредит является и важнейшей формой покрытия де­фицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходи­мы кредиты банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь бюджетные средства служат одним из основных ссудных источников для коммерческих банков. Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и плат­ностью. В то же время в обоих случаях происходит движение денеж­ных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и фор­му.) В отдельных странах кредитное регулирование со стороны госу­дарства приобретает такую форму, при которой взаимозависимость финансов и кредита становится еще более тесной. Например, в Рос­сии и большинстве развитых стран при расчете налога на прибыль расходы за пользование кредитом снижают налогооблагаемую базу.

Цена как экономическая категория при планово-регулируемой эко­номике является важнейшим инструментом формирования доходов государства. В рыночной экономике цены служат определяющим пока­зателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты тру­да. Если государство не прибегнет к регулированию цен, особенно естественных монополий, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран осуществляется государственное регулирова­ние цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение. Цены используются государством при таможенном регулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам тамо­женные пошлины взимаются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Следовательно, возра­стают доходы бюджета (и цены на внутреннем российском рынке).

Все перечисленные категории имеют денежный характер, денеж­ную природу и подчас имеют признаки двух категорий и более. Так, заработная плата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т.е. деньгами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд. Налог — это тоже деньги, кото­рые мы безвозмездно отдаем государству по действующим законам. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но, кроме того, налог является еще и частью наших доходов и зарплаты.

Все перечисленные категории объединяет их денежная природа. Отличаются они друг от друга своими функциями и назначением, Однако различить их можно только в том случае, если рассматривать всю совокупность признаков.