10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование (ОМС) — составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в
получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. ОМС было учреждено согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г. Основные задачи Федерального ФОМС:
• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования;
• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
• участие в разработке и осуществлении государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.
Средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Финансовые средства фондов ОМС образуются за счет налоговых поступлений: ЕСН, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога в частях, подлежащих зачислению в фонды. Для всех налогоплательщиков установлена единая ставка перечислений в Федеральный ФОМС в размере 0,8%. Для формирования территориальных ФОМС применяются следующие ставки:
— для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, — 1,2%;
— для индивидуальных предпринимателей и адвокатов — 1,9%;
— для всех остальных плательщиков — 2%.
За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обязательного медицинского страхования. За счет средств ПФР осуществляются дополнительные платежи на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения централизованно за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере не ниже платежа предыдущего года и не ниже дополнительного платежа на одного неработающего пенсионера, осуществляемого ПФР.
Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Гражданам Российской Федерации выдается страховой медицинский полис ОМС — документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Страховые медицинские организации используют полученные от территориального ФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по ОМС.
Основу доходов Федерального ФОМС составляют поступления сумм ЕСН. К прочим доходам относятся: наступления недоимки, пени и штрафов; суммы процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС. Средства Федерального ФОМС используются на следующие мероприятия:
— оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
— финансирование целевых медицинских программ;
— подготовку и переподготовку специалистов;
— развитие медицинской науки;
— улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных ФОМСов и финансирование
целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. До 10% средств бюджета по этому виду расходов направляется на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства. Особое значение в современных условиях имеет контроль за рациональным и эффективным использованием средств Федерального ФОМС. Все годы своего существования он имел переходящий остаток средств на начало следующего года, однако говорить об их достаточности и удовлетворенности медицинским обслуживанием преждевременно.
Особое значение в функционировании системы обязательного медицинского страхования имеют территориальные ФОМСы. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования разработаны Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ (Минюсте России) 24 декабря 2003 г. № 5359. Они позволяют обеспечивать методологическое единство подходов к формированию показателей проекта бюджетов территориальных ФОМСов и регламентацию их деятельности по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.
Доходы бюджета территориального ФОМС формируются за счет прогнозируемых поступлений, которые включают:
— ЕСН, зачисляемый в территориальные ФОМСы;
— единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ;
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— единый сельскохозяйственный налог, в том числе единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый соответственно организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;
— страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные ФОМСы органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления;
— недоимки, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
— недоимки, пени и штрафы по обязательным поступлениям в территориальные ФОМСы;
— прочие поступления.
Остатки средств на начало и конец отчетного периода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда. Бюджет территориального ФОМС включает расходы на финансирование территориальной программы ОМС и иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию. Расходы на финансирование территориальной программы ОМС включают расходы на выполнение территориальной программы ОМС и выполнение управленческих функций территориальным ФОМСом.
Общая сумма расходов на выполнение территориальной программы ОМС складывается из расходов:
— на финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры финансирования обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда, на оплату медицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов;
— оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления ОМС территориальным фондом);
— оплату лечения жителей других субъектов РФ;
— формирование нормированного страхового запаса территориального фонда, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ, резервируемого на случай возникновения критических ситуаций с финансированием территориальной программы ОМС и не являющегося свободными финансовыми средствами.
Например, самая крупная статья расходов бюджета территориального ФОМС Санкт-Петербурга — финансирование территориальной программы ОМС. Эти расходы в бюджете Фонда на 2003 г. были предусмотрены в размере 96,88% всех расходов, в бюджете на 2004 г. — 98,94%. Территориальный ФОМС Санкт-Петербурга первым в России получил лицензию, дающую право оценивать качество предоставляемых гражданам медицинских услуг. Это позволяет надеяться на увеличение ответственности медицинских учреждений за качество предоставляемых услуг и результаты лечения. * * *
Более чем десятилетний опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой эффективности этого звена финансов. Однако отсутствие опыта в организации их деятельности, сложная экономическая ситуация, длительное время существовавшая в стране, некоторые неожиданные изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов, а иногда и прямое
нарушение законодательства стали причиной существенных недостатков в их деятельности.
Особенно много вопросов по-прежнему возникает относительно проводимой в стране пенсионной реформы. С большим опозданием от заявленных сроков были разосланы уведомления о средствах на накопительных счетах граждан, из-за чего далеко не все смогли воспользоваться своим правом в выборе управляющей компании. Только с 2004 г. к управлению пенсионными деньгами были допущены негосударственные компании, а в середине апреля 2004 г. Правительство РФ одобрило изменения, внесенные в пенсионную реформу, согласно которым с 2005 г. работодатели не платят отчисления на накопительную часть пенсии за своих сотрудников старше 1967 г. рождения, и последние смогут участвовать в финансировании своей будущей пенсии только добровольно за счет ежемесячных отчислений из заработной платы при том, что они проработают на пять лет дольше, чем положено по закону. Однако расчетов и обоснований к этому не приведено, а только заявлено о более выгодных условиях для будущих пенсионеров. Насколько это верно, покажет время.
Ожидалось, что введение ЕСН упростит работу бухгалтерий, будет способствовать выведению заработной платы из «тени» и ее официальному увеличению, сокращению документооборота. Фактически этого не произошло. Часть граждан получила уведомления о накопительной части пенсии с прочерком, т.е. работодатели за них вообще не платили ЕСН. Использовать регрессивную шкалу налога для основной массы работодателей невозможно, поскольку наемные работники не получают такую высокую среднюю заработную плату. Ставка ЕСН слишком высока, а ее снижение может привести к дефициту средств, в первую очередь на пенсионное обеспечение, и пока неясно, за счет каких средств можно покрывать этот дефицит.
Особую тревогу вызывает непредсказуемость и неожиданность изменения законодательства, несоблюдение сроков утверждения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении (особенно ПРФ), отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный контроль за их расходованием. Так что сфера приложения сил как научных, так и практических работников в части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все еще продолжает оставаться очень широкой.
За время издания учебника были приняты важные документы, которые внесли существенные коррективы в порядке функционирования и использования социальных внебюджетных фондов. Советуем при изучении данной главы дополнительно ознакомиться с последними нормативными документами, регламентирующими правоотношения в данной области.
(?) Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит социально-экономическое значение внебюджетных фондов? Перечислите социальные внебюджетные фонды РФ. Дайте их характеристику.
2. Каковы причины, основные цели и задачи реформы пенсионной системы?
3. Назовите источники формирования ПФР.
4. Как формируются доходы ФСС?
5. Охарактеризуйте специфику деятельности Федерального и территориальных ФОМСов.
6. На какие цели расходуются средства каждого из внебюджетных социальных фондов?
7. Назовите основные направления совершенствования функционирования внебюджетных социальных фондов.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122