logo
Финансы - Романовский

7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах

Ввоз и вывоз товаров может преследовать различные цели. В связи с этим законодательством разработаны разные таможенные режимы.

Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок примене­ния в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также статус товаров в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной терри­тории РФ или за ее пределами. В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие таможенные режимы (табл. 7.3):

Таблица 7.3

Особенности уплаты таможенных налогов при различных таможенных режимах

Таможенный режим

Таможенная пошлина

НДС

Акциз

Временные огра­ничения по режиму

1

2

3

4

5

Выпуск для внутреннего

потребления

Уплачиваются в полном объеме

Экспорт

Уплачивается при вывозе не­которых това­ров

Применяется нулевая ставка в случае документального подтверждения экспорта в течение 180 дней

Не уплачивается в случае документального подтвер­ждения экспорта в течение 180 дней

Временный ввоз

Производится полное или частичное условное освобождение от уплаты та­моженных пошлин и налогов.

При частичном условном освобождении за каждый полный и неполный ка­лендарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ упла­чивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предусмот­рено Правительством РФ, в частности, в случаях временного ввоза контейне­ров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок; если времен­ный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отно­шений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; если целью временного ввоза является оказание междуна­родной помощи

При частичном ос­вобождении — два года, при полном освобождении — один год

1

2

3

4

5

Переработка для внут­реннего по­требления

При ввозе товаров для переработки производится полное условное осво­бождение от уплаты таможенных пошлин и налогов с последующим вы­пуском продуктов переработки для свободного обращения. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения произ­водится уплата таможенных пошлин и налогов исходя из ставок, приме­нимых к продуктам переработки. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения

Один год

Переработка на таможен­ной терри­тории

Производится полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в установленный срок.

При вывозе продуктов переработки вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

При выпуске продуктов переработки для свободного обращения тамо­женные пошлины и налоги подлежат уплате в полном объеме

Два года

Переработка вне тамо­женной тер­ритории

При вывозе товаров для переработки производится полное условное ос­вобождение от уплаты таможенной пошлины. При этом освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов (НДС и акцизов) не производятся

Два года

При ввозе продуктов переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов. Полное освобождение предоставляется при ввозе продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезен­ных товаров. При частичном освобождении уплата таможенных по­шлин, НДС и акцизов производится в следующем порядке

1

2

3

4

5

Сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется:

— при применении твердых

ставок как разность между суммой ввозной таможен-

ной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной по­шлины, которая применя­лась бы в отношении выве­зенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения;

— при применении ставок в % как стоимость операций по переработке;

— при отсутствии доку­ментов, подтверждающих стоимость этих операций, как разность между тамо­женной стоимостью про­дуктов переработки и та­моженной стоимостью вы­везенных на переработку товаров

Сумма подлежащего уплате НДС определяется:

— как стоимость операций по переработке товаров;

— при отсутствии документов,

подтверждающих стоимость этих операций, как разность между тамо­женной стоимостью продуктов переработ­ки, ввезенных на та­моженную террито­рию РФ, и таможен­ной стоимостью выве­зенных на переработ­ку товаров

Сумма акциза уплачивается в пол-

ном объеме, за исключением случая,

когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных

товаров

1

2

3

4

5

4

5

Реимпорт

Подлежат возврату в федеральный бюджет:

— суммы ввозных таможенных пошлин и налогов и (или) проценты с них, если сум­мы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в свя­зи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;

— суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полу­ченные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с выво­зом товаров с таможенной территории РФ

Три года

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин при выпуске продуктов переработки для свободного обращения

Суммы внутренних налогов исчисляются

исходя из ставок, действующих на день

принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории РФ товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной терри­тории РФ

Производится возврат уплаченных сумм

вывозных таможенных пошлин, если това­ры ввозятся на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным режи­мом реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вы­возе с таможенной территории РФ

Шесть месяцев

Реэкспорт

При ввозе предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или производится возврат уплаченных сумм ввозных пошлин, НДС и акцизов, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного ре­жима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. При вывозе вывозные таможенные пошлины, НДС и акцизы не уплачиваются

Шесть месяцев

основные — выпуск для внутреннего потребления, экспорт, меж­дународный таможенный транзит;

• экономические — переработка на таможенной территории, пе­реработка для внутреннего потребления, переработка вне таможен­ной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная та­моженная зона (свободный склад);

завершающие — реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;

специальные — временный вывоз, беспошлинная торговля, пе­ремещение припасов и иные специальные таможенные режимы.

В том случае, если товары ввозятся для производственных нужд организаций, а также для реализации населению, применяется тамо­женный режим выпуска товаров для внутреннего потребления (см. табл. 7.3). В соответствии с требованиями этого режима ввозимые товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе при условии уплаты в полном объеме ввозной таможенной пошлины, акцизов и НДС.

Исчисление ввозной таможенной пошлины (Пи) производится по следующим формулам:

• по адвалорным ставкам

Пи = Тс х Сп,

где Тс — таможенная стоимость товара; Сп — ставка пошлины, %;

• по специфическим ставкам

Пи =О х Сп х Ке,

где О — количественная характеристика товара в натуральном выра­жении; Сп — ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

Ке — курс евро, установленный Банком России на дату принятия та­моженной декларации.

При применении комбинированных ставок сначала определяет­ся размер таможенной пошлины по адвалорной ставке, затем по спе­цифической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин или их сумма в зависимости от вида применяемой комбинированной ставки.

Исчисление акцизов по адвалорным ставкам производится по формуле

А = (Тс + Пи) х Са,

где А — сумма акциза;

Тс — таможенная стоимость товара;

Са — став­ка акциза, %.

Исчисление акциза по специфическим ставкам производится по аналогии с внутренними акцизами. При использовании комбиниро­ванных ставок величина акциза определяется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, рассчитанных по адвалорной и специфической ставкам.

Для подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркиров­ке, часть акцизов взимается в форме продажи марок акцизного сбора и представляет собой авансовый платеж. В настоящее время сто­имость одной акцизной марки для табака и табачных изделий состав­ляет 0,075 руб., для маркировки алкогольной продукции — 0,75 руб. Акцизный таможенный пост производит продажу импортеру марок только при условии обеспечения уплаты всех таможенных платежей. В последующем при таможенном оформлении производится полная уплата акциза с учетом внесенного ранее аванса.

Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в их стоимо­сти. Однако в случаях использования таких товаров в качестве основ­ного сырья для производства других подакцизных товаров суммы акциза, уплаченные при их ввозе в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат налоговому вычету. Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных нефтепродуктов после их оприходования лицами, име­ющими свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами. Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт и грузовую таможен­ную декларацию (или копии), а также платежные документы, под­тверждающие факт оплаты акциза при выпуске ввезенных товаров в свободное обращение на территории РФ.

Исчисление НДС производится по формуле

НДС = (Тс + Пи + А) х Сндс, где НДС — сумма налога на добавленную стоимость; Тс — таможен­ная стоимость ввозимого товара; Сндс - ставка НДС.

Таможенный режим временного ввоза применяется в случаях, когда товары находятся на таможенной территории государства в течение ограниченного периода времени с условием последующего вывоза. Разрешение на временный ввоз предоставляется таможенным орга­ном РФ на срок не более двух лет. При временном ввозе предусмот­рено полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов. При частичном освобождении расчет общей суммы таможен­ных платежей производится по следующей формуле:

Собщ = (Пи + НДС + А) х 3% х М,

где Пи, НДС, А — суммы соттветственно ввозной таможенной пошли­ны, НДС и акциза, рассчитанных по ставкам, действующим надень принятия грузовой таможенной декларации в режиме временного ввоза;

М — количество месяцев временного ввоза.

Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов определяются Правительством РФ1. Расчет таможенных пла­тежей при помещении товаров под другие таможенные режимы следу­ет осуществлять с учетом их особенностей (см. табл. 7.3). При помеще­нии товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного скла­да, уничтожения, отказа в пользу государства и перемещения припасов таможенные пошлины, НДС и акцизы не уплачиваются.

Важный момент в практике таможенного налогообложения — возможность получения налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режи­мах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и пе­реработки вне таможенной территории. Это относится к товарам, которые приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи. Нало­говый вычет производится по мере принятия товаров к учету неза­висимо от оплаты их стоимости иностранным поставщикам.

В заключение следует отметить, что новации в области таможен­ного налогообложения, предусмотренные в Таможенном кодексе РФ, существенно упрощают таможенные процедуры, направлены на рас­ширение института последующего таможенного контроля с учетом дифференцированного подхода к его осуществлению, способствуют созданию наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цели таможенно-тарифной политики.

2. Дайте определение таможенной пошлины.

3. Как классифицируются таможенные пошлины?

4. Что понимается под таможенным тарифом?

5. Каковы особенности исчисления таможенных налогов при различных таможенных режимах?

Литература

1. Козырин АЛ. Таможенные режимы. М: Статут, 2000.

2. Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб.: Питер, 2005.

3. Соболевская СЮ. Таможенная пошлина. М.: Бератор, 2003.

4. Соболевская С.Ю., Соболевский Е.Н. Схемы налогообложения в рам­ках таможенных режимов. М: Бератор-Пресс, 2002.

Глава 8

Государственный кредит

Изучив материалы главы, вы сможете:

охарактеризовать сущность и содержание государственного кре­дита;

перечислить и обосновать его функции;

назвать основные виды и привести классификацию государственных займов;

определить задачи и современные методы управления государ­ственным долгом

8.1. Сущность и функции государственного кредита

В условиях сравнительно высокой доли ВВП, перераспределяемой посредством государственного бюджета, одной из важных задач эко­номической политики различных государств стали стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюд­жетов различных уровней, поиск способов покрытия их возможных дефицитов. Исследования ученых-экономистов показали допусти­мость проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государ­ственных расходов и бюджетного дефицита, обоснованность возмож­ности балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяже­нии экономического цикла. Применение этих теоретических положе­ний на практике обусловило необходимость поиска инструментов для покрытия значительных бюджетных дефицитов, привело к расшире­нию сферы применения государственного кредита.

Государственный кредит в современных условиях — это система отношений по привлечению денежных средств, в которых одной из сторон выступает государство, а другой физические и юридичес­кие лица. Государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды, а также

другие государства — кредиторов. Кроме того, государство может как заемщик и кредитор выступать гарантом по обязательствам различ­ных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие им на себя ответственности за погашение обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут выполнить своих обязательств, то обязанность по их выполнению переходит к последнему. Выступле­ние государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой авто­матического увеличения его долга.

Средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимос­ти, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всей совокупности государственных расходов. Источни­ком погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государ­ственного долга.

Анализируя содержание государственного кредита, можно сделать ряд выводов:

• сущность государственного кредита заключается в перераспре­делении капитала от частного сектора к государству на условиях сроч­ности, платности и возвратности. Вся сумма обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

• основной фактор, обусловливающий возникновение государ­ственного долга, — дефицит бюджета. Его возникновение порожда­ется временным разрывом между объемом мобилизуемых доходов и предполагаемыми необходимыми расходами, а также чрезвычайны­ми обстоятельствами;

• государственный долг — инструмент перекладывания экономи­ческого бремени на последующие поколения, поскольку основным источником его погашения являются текущие и будущие расходы бюджета.

Государственный кредит, будучи звеном финансовой системы, выполняет в общем экономическом механизме страны следующие функции.

1. Образование денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государ­ства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Иными словами, условием добровольного предоставления инвесто­ром своих средств в распоряжение государства является обя­зательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственно­го долга в современных условиях через привлечение средств инвес­торов осуществляется в индустриальных странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансо­вых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде сроч­ных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том чис­ле и государственные, формируется на основе следующих факторов: доходности, т.е. способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости); надежности, т.е. вероят­ности понести потери (риск невозврата вложеннв1х средств); ликвид­ности, т.е. возможности скорейшего для держателя получения де­нежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надежным финансовым инструментом со средним и низким уровнями доходно­сти. Они привлекательны прежде всего для тех инвесторов, которые придают важное значение гарантиям сохранности капитала и гото­вы получать относительно невысокий, но гарантированный доход. Наиболее распространенной формой государственных займов яв­ляются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая предоставляет ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и доход по нему. Номинальная цена об­лигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.

2. Расходование денежных фондов — функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществ­ляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования (погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам) с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств.

Этими функциями не исчерпывается влияние государственного кредита на экономический механизм, роль последнего проявляется и через влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, струк­туру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. В процессе перелива капитала между сферами производства и обращения государство как активный участ­ник рынка капиталов, выступающий на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Государственный кредит как относительно самостоятельное

звено системы финансов является эффективным инструментом мо­билизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения функций государства.