7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
Ввоз и вывоз товаров может преследовать различные цели. В связи с этим законодательством разработаны разные таможенные режимы.
Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также статус товаров в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами. В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие таможенные режимы (табл. 7.3):
Таблица 7.3
Особенности уплаты таможенных налогов при различных таможенных режимах
Таможенный режим | Таможенная пошлина | НДС | Акциз | Временные ограничения по режиму | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Выпуск для внутреннего потребления | Уплачиваются в полном объеме |
| ||||
Экспорт | Уплачивается при вывозе некоторых товаров | Применяется нулевая ставка в случае документального подтверждения экспорта в течение 180 дней | Не уплачивается в случае документального подтверждения экспорта в течение 180 дней |
| ||
Временный ввоз | Производится полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. При частичном условном освобождении за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрено Правительством РФ, в частности, в случаях временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок; если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; если целью временного ввоза является оказание международной помощи | При частичном освобождении — два года, при полном освобождении — один год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Переработка для внутреннего потребления | При ввозе товаров для переработки производится полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения производится уплата таможенных пошлин и налогов исходя из ставок, применимых к продуктам переработки. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения | Один год | ||||
Переработка на таможенной территории | Производится полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в установленный срок. При вывозе продуктов переработки вывозные таможенные пошлины не уплачиваются. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в полном объеме | Два года | ||||
Переработка вне таможенной территории
| При вывозе товаров для переработки производится полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины. При этом освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов (НДС и акцизов) не производятся | Два года
| ||||
При ввозе продуктов переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов. Полное освобождение предоставляется при ввозе продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При частичном освобождении уплата таможенных пошлин, НДС и акцизов производится в следующем порядке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| ||||
| Сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется: — при применении твердых ставок как разность между суммой ввозной таможен- ной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения; — при применении ставок в % как стоимость операций по переработке; — при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров
| Сумма подлежащего уплате НДС определяется: — как стоимость операций по переработке товаров; — при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию РФ, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров | Сумма акциза уплачивается в пол- ном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров |
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | |||
Реимпорт
| Подлежат возврату в федеральный бюджет: — суммы ввозных таможенных пошлин и налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ; — суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ | Три года
|
| ||||||
Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин при выпуске продуктов переработки для свободного обращения | Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории РФ товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории РФ |
| |||||||
Производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным режимом реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ |
| Шесть месяцев |
| ||||||
Реэкспорт | При ввозе предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или производится возврат уплаченных сумм ввозных пошлин, НДС и акцизов, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. При вывозе вывозные таможенные пошлины, НДС и акцизы не уплачиваются | Шесть месяцев |
|
• основные — выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;
• экономические — переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
• завершающие — реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
• специальные — временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов и иные специальные таможенные режимы.
В том случае, если товары ввозятся для производственных нужд организаций, а также для реализации населению, применяется таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления (см. табл. 7.3). В соответствии с требованиями этого режима ввозимые товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе при условии уплаты в полном объеме ввозной таможенной пошлины, акцизов и НДС.
Исчисление ввозной таможенной пошлины (Пи) производится по следующим формулам:
• по адвалорным ставкам
Пи = Тс х Сп,
где Тс — таможенная стоимость товара; Сп — ставка пошлины, %;
• по специфическим ставкам
Пи =О х Сп х Ке,
где О — количественная характеристика товара в натуральном выражении; Сп — ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;
Ке — курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.
При применении комбинированных ставок сначала определяется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке, затем по специфической ставке. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин или их сумма в зависимости от вида применяемой комбинированной ставки.
Исчисление акцизов по адвалорным ставкам производится по формуле
А = (Тс + Пи) х Са,
где А — сумма акциза;
Тс — таможенная стоимость товара;
Са — ставка акциза, %.
Исчисление акциза по специфическим ставкам производится по аналогии с внутренними акцизами. При использовании комбинированных ставок величина акциза определяется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, рассчитанных по адвалорной и специфической ставкам.
Для подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке, часть акцизов взимается в форме продажи марок акцизного сбора и представляет собой авансовый платеж. В настоящее время стоимость одной акцизной марки для табака и табачных изделий составляет 0,075 руб., для маркировки алкогольной продукции — 0,75 руб. Акцизный таможенный пост производит продажу импортеру марок только при условии обеспечения уплаты всех таможенных платежей. В последующем при таможенном оформлении производится полная уплата акциза с учетом внесенного ранее аванса.
Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в их стоимости. Однако в случаях использования таких товаров в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров суммы акциза, уплаченные при их ввозе в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат налоговому вычету. Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных нефтепродуктов после их оприходования лицами, имеющими свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами. Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт и грузовую таможенную декларацию (или копии), а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске ввезенных товаров в свободное обращение на территории РФ.
Исчисление НДС производится по формуле
НДС = (Тс + Пи + А) х Сндс, где НДС — сумма налога на добавленную стоимость; Тс — таможенная стоимость ввозимого товара; Сндс - ставка НДС.
Таможенный режим временного ввоза применяется в случаях, когда товары находятся на таможенной территории государства в течение ограниченного периода времени с условием последующего вывоза. Разрешение на временный ввоз предоставляется таможенным органом РФ на срок не более двух лет. При временном ввозе предусмотрено полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов. При частичном освобождении расчет общей суммы таможенных платежей производится по следующей формуле:
Собщ = (Пи + НДС + А) х 3% х М,
где Пи, НДС, А — суммы соттветственно ввозной таможенной пошлины, НДС и акциза, рассчитанных по ставкам, действующим надень принятия грузовой таможенной декларации в режиме временного ввоза;
М — количество месяцев временного ввоза.
Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов определяются Правительством РФ1. Расчет таможенных платежей при помещении товаров под другие таможенные режимы следует осуществлять с учетом их особенностей (см. табл. 7.3). При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и перемещения припасов таможенные пошлины, НДС и акцизы не уплачиваются.
Важный момент в практике таможенного налогообложения — возможность получения налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Это относится к товарам, которые приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи. Налоговый вычет производится по мере принятия товаров к учету независимо от оплаты их стоимости иностранным поставщикам.
В заключение следует отметить, что новации в области таможенного налогообложения, предусмотренные в Таможенном кодексе РФ, существенно упрощают таможенные процедуры, направлены на расширение института последующего таможенного контроля с учетом дифференцированного подхода к его осуществлению, способствуют созданию наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите цели таможенно-тарифной политики.
2. Дайте определение таможенной пошлины.
3. Как классифицируются таможенные пошлины?
4. Что понимается под таможенным тарифом?
5. Каковы особенности исчисления таможенных налогов при различных таможенных режимах?
Литература
1. Козырин АЛ. Таможенные режимы. М: Статут, 2000.
2. Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб.: Питер, 2005.
3. Соболевская СЮ. Таможенная пошлина. М.: Бератор, 2003.
4. Соболевская С.Ю., Соболевский Е.Н. Схемы налогообложения в рамках таможенных режимов. М: Бератор-Пресс, 2002.
Глава 8
Государственный кредит
Изучив материалы главы, вы сможете:
• охарактеризовать сущность и содержание государственного кредита;
• перечислить и обосновать его функции;
• назвать основные виды и привести классификацию государственных займов;
• определить задачи и современные методы управления государственным долгом
8.1. Сущность и функции государственного кредита
В условиях сравнительно высокой доли ВВП, перераспределяемой посредством государственного бюджета, одной из важных задач экономической политики различных государств стали стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов покрытия их возможных дефицитов. Исследования ученых-экономистов показали допустимость проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, обоснованность возможности балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике обусловило необходимость поиска инструментов для покрытия значительных бюджетных дефицитов, привело к расширению сферы применения государственного кредита.
Государственный кредит в современных условиях — это система отношений по привлечению денежных средств, в которых одной из сторон выступает государство, а другой — физические и юридические лица. Государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды, а также
другие государства — кредиторов. Кроме того, государство может как заемщик и кредитор выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие им на себя ответственности за погашение обязательств. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут выполнить своих обязательств, то обязанность по их выполнению переходит к последнему. Выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения его долга.
Средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Анализируя содержание государственного кредита, можно сделать ряд выводов:
• сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
• основной фактор, обусловливающий возникновение государственного долга, — дефицит бюджета. Его возникновение порождается временным разрывом между объемом мобилизуемых доходов и предполагаемыми необходимыми расходами, а также чрезвычайными обстоятельствами;
• государственный долг — инструмент перекладывания экономического бремени на последующие поколения, поскольку основным источником его погашения являются текущие и будущие расходы бюджета.
Государственный кредит, будучи звеном финансовой системы, выполняет в общем экономическом механизме страны следующие функции.
1. Образование денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Иными словами, условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях через привлечение средств инвесторов осуществляется в индустриальных странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.
Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов: доходности, т.е. способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости); надежности, т.е. вероятности понести потери (риск невозврата вложеннв1х средств); ликвидности, т.е. возможности скорейшего для держателя получения денежных средств.
Государственные бумаги считаются, как правило, надежным финансовым инструментом со средним и низким уровнями доходности. Они привлекательны прежде всего для тех инвесторов, которые придают важное значение гарантиям сохранности капитала и готовы получать относительно невысокий, но гарантированный доход. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая предоставляет ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и доход по нему. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.
2. Расходование денежных фондов — функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования (погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам) с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств.
Этими функциями не исчерпывается влияние государственного кредита на экономический механизм, роль последнего проявляется и через влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. В процессе перелива капитала между сферами производства и обращения государство как активный участник рынка капиталов, выступающий на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Государственный кредит как относительно самостоятельное
звено системы финансов является эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения функций государства.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122