14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленная на обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков предприятия, обеспечение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности собственного капитала.
Следует отметить, что финансовое планирование на предприятиях России прошло довольно сложный путь развития. Б дореволюционной России акционерными обществами с публичной отчетностью разрабатывался лишь один «финансовый план», это прогноз отчетного баланса планируемого года, т.е., в современной терминологии, это «баланс активов и пассивов».
В послеоктябрьский период с национализацией всей промышленности, ее переводом на «сметное финансирование» основным документом финансового плана предприятия стали сметы прихода и расхода, в современной терминологии, сводный бюджет расходов и доходов предприятия. В конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг. тресты и подведомственные им предприятия стали разрабатывать годовые «промтехфинпланы», составной частью которых стал финансовый план в форме баланса доходов и расходов. По мере развития социалистического планирования несколько менялась и совершенствовалась его форма. До 1958 г. он составлялся по принципу «брутто», т.е. в доходную часть входила вся выручка от реализации продукции и, соответственно, в расходную часть — себестоимость. С 1958 г. баланс доходов и расходов предприятия стал составляться по принципу «нетто», т.е. с отражением только доходов в форме прибыли и ряда других доходов. Баланс доходов и расходов состоял из следующих разделов: «Доходы и поступления средств» (I); «Расходы и отчисления средств» (II); «Взаимоотношения с кредитной системой» (III); «Взаимоотношения с бюджетом» (IV). Кроме того, в справочном разделе приводились плановые данные об объеме реализованной продукции и величине норматива собственных оборотных средств. В процессе разработки баланса доходов и расходов к нему составлялось более десятка вспомогательных расчетов, в частности, расчет плана реализации и прибыли, ее распределения, плановые расчеты потребности в оборотных средствах, расчет амортизационных отчислений, план финансирования капитальных вложений, расчеты величины фондов экономического стимулирования и ряд других. Также составлялся и так
называемый «шахматный баланс», который позволял увязать все направления расходования финансовых ресурсов с соответствующими источниками.
С 1965 г. предприятия формально получили право самостоятельной разработки финансового плана, однако практически дело обстояло несколько иначе. В условиях командно-административной системы государство через всеобъемлющее планирование активно воздействовало на пропорции производства, устанавливало соотношения распределяемых частей валового общественного продукта и национального дохода на цели потребления и накопления, обеспечивало увязку в масштабе всего народного хозяйства соответствия между движением материальных и финансовых ресурсов. В значительной степени успех обеспечивался именно обязательностью исполнения плановых заданий по принципу: план — это закон, нарушение закона должно караться. Финансовое планирование на предприятиях увязывалось с бюджетным, кредитным и кассовым планированием, а также балансом денежных доходов и расходов населения.
Методическое обеспечение разработки финансовых планов во всех отраслях обеспечивалось Минфином СССР, которое ежегодно доводило до отраслевых министерств соответствующие указания, вытекающие из проекта разработки бюджета. Предприятия, ориентируясь на контрольные цифры, которые определяли для них отраслевые министерства (объемы прибыли, капитальных вложений, нормативы и величина отчислений в фонды экономического стимулирования и др.), разрабатывали (в августе — сентябре) проекты годовых финансовых планов и направляли их в свои вышестоящие организации. Последние эти планы обобщали в сводные планы-заявки министерств и направляли их в Госплан СССР и Минфин СССР. Эти заявки (обычно завышенные в части бюджетного финансирования) использовались при разработке проекта бюджета. После его утверждения и получения соответствующих показателей, вытекающих из утвержденного бюджета и народнохозяйственного плана, министерства направляли подведомственным предприятиям соответствующие показатели финансовых планов в форме «возвратных планов», т.е. планов, уже вытекающих из показателей утвержденного бюджета.
Таким образом, финансовое планирование на предприятиях в условиях командно-административной системы тесно увязывалось с бюджетным, кредитным и налоговым планированием, а также с балансом денежных доходов и расходов населения, что позволяло не допускать существенного бюджетного дефицита и в целом обеспечивать сбалансированность движения материальных и финансовых ресурсов. Однако такой процесс планирования сковывал инициативу предприятий, ориентировал его на занижение плановых показателей по объемам производства, прибыли и стимулировал необоснованный спрос на бюджетное финансирование инвестиций. Попытки модернизировать эту систему в 1970—1980 гг. носили паллиативный характер и не принесли существенных изменений.
В условиях перехода России к рыночным формам организации предпринимательской деятельности высокие темпы инфляции, непредсказуемость изменений в налоговом законодательстве снизили интерес предприятий к финансовому планированию. Даже текущие годовые планы стали составлять в основном только государственные предприятия и крупные акционерные общества. Большинство малых и средних предприятий практически отказались от разработки годовых и перспективных планов. Однако по мере стабилизации экономики, снижения темпов инфляции, роста конкуренции, с приходом в производство нового поколения менеджеров и собственников интерес к финансовому планированию снова возрос.
Внутрифирменное планирование сводит к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Планирование помогает ответить на следующие вопросы:
1) на каком уровне развития находится организация (ее экономический потенциал) и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности;
2) при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) могут быть они достигнуты.
На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляются организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Организация не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью планирования и прогнозирования. Разработка организациями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием.
Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).
Бюджет организации — оперативный финансовый план, составленный в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.
Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия, источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса).
Бюджетный контроль—текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей (данный термин широко использовался в плановой экономике при разработке техпромфинплана).
Значение внутрифирменного финансового планирования заключается в следующем:
• намеченные стратегические цели предприятия преломляются в форме системы показателей: объем продаж, себестоимость проданных товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;
• устанавливаются стандарты финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
• определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов организации;
• оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) дают информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
Основной аспект финансового планирования — организация условий его реализации, т.е. необходимой финансовой структуры управления. В этих целях определяются центры доходов (прибыли) и центры затрат. Под центром дохода понимается подразделение, которое приносит предприятию прибыль. Центр расходов — подразделение, которое несет максимум затрат или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Например, многие западные фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят 20% прибыли.
Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования. Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов.
Расчетно-аналитический метод планирования позволяет на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей составить прогноз их величины на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования метода могут быть установлены плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам. Исходной информацией является финансовая отчетность и определение зависимости ряда показателей от объема продаж. В западной литературе этот метод называется методом процента от продаж («percent-of-sales-method»).
Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые (корпоративные), нормативы самого предприятия.
Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:
а) ставки федеральных налогов;
б) нормы амортизации по отдельным группам основных средств, определенные исходя из нормативного срока их полезного использования;
в) ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые Банком России, и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в нем;
г) тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;
д) минимальная месячная оплата труда;
е) нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;
ж) минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типа; и т.д.
Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах РФ и утверждаются представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов, арендную плату. Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или корпоративных групп.
Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для регулирования производственно-торгового процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся:
а) нормативы плановой потребности в оборотных активах;
б) нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в обороте предприятия;
в) нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;
г) нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды;
д) норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах от среднегодовой стоимости основных фондов); и др.
Нормативный метод планирования — самый простой и доступный. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. В связи с этим актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.
Содержание балансового метода планирования финансовых показателей состоит в том, что через баланс увязываются имеющиеся в наличии финансовые ресурсы и фактическая потребность в них. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. Например, балансовая увязка по денежным фондам имеет следующий вид:
Онп + П = Р + Окп,
где Онп — остаток средств фонда на начало расчетного периода; П — поступление средств в фонды; Р — расходование средств фонда; Окп — остаток средств фонда на конец расчетного периода (квартала, года).
Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный по различным критериям выбора (максимум прибыли, продаж, минимум затрат и т.п.).
Экономико-математическое моделирование в финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи. Экономико-математическое моделирование позволяет перейти к многовариантным расчетам финансовых показателей. Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:
• маркетинговые исследования, договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
• результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1,2,4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
• прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта ее исходя из заказов, прогнозов спроса на нее, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры. На основе показателей объема продаж рассчитываются объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность, изменения остатков на складах и иные показатели;
• экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, ставки отчислений в государственные социальные фонды, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
• утвержденная учетная политика;
• стандарты форм организации по всем составляющим финансового плана.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
Система финансовых планов (бюджетов) компаний обычно включает;
1) прогноз баланса активов и пассивов;
2) прогноз отчета о прибылях и убытках;
3) прогноз отчета о движении денежных средств;
4) прогноз ключевых финансовых показателей (объема продаж, издержек производства и обращения, прибыли и т.д.);
5) долгосрочный прогноз капитальных вложений и оценка инвестиционных проектов;
6) долговременную стратегию финансирования компании. Процесс финансового планирования включает ряд этапов:
— анализ финансовых показателей фирмы в предыдущем периоде на базе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств;
— разработка долгосрочных целевых ориентиров (объема продаж, прибыли, рентабельности, капитальных вложений, слияния и поглощения, диверсификации капитала);
— долгосрочное планирование;
— краткосрочное планирование;
— практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.
Финансовое планирование с использованием системы бюджетирования призвано обеспечить устойчивость производственно-коммерческой деятельности организации. Данная система включает комплекс бюджетного планирования структурных подразделений предприятия, а также свободный (консолидированный) бюджет (мастер-бюджет) в целом. Б систему бюджетного планирования входят процессы формирования бюджетов, ответственность за формирование и использование средств бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Основные преимущества бюджетного планирования по сравнению с традиционным подходом в том, что:
1) помесячное составление бюджетов структурных подразделений обеспечивает более достоверные показатели объемов и структуры доходов и расходов;
2) в рамках утвержденных месячных бюджетов подразделениям предприятия предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств на оплату труда;
3) система бюджетирования позволяет существенно снизить затраты и создает условия для эффективного их контроля.
В основе процесса бюджетирования лежит бюджет. Следует отметить, что термины «бюджет» и «план» не являются тождественными, хотя основу плана организации всегда составляет сводный бюджет. Бюджет — это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана организации на определенный период. В то же время существует широкая трактовка понятия «бюджет»:
• смета хозяйственных затрат. Это самая распространенная задача бюджетирования, поскольку все предприятия производят расходы по обеспечению своей деятельности. Бюджетирование хозяйственных затрат позволяет находить резервы для экономии этих средств.
• бюджет бизнес-деятельности. Вторая по распространенности задача. В действительности это так, несмотря на то что с точки зрения ведения бизнеса она является более важной, чем бюджетирование хозяйственных расходов. Для ее внедрения необходимо решить целый комплекс вопросов о методах планирования и учета доходов и расходов бизнес-деятельности в разрезе подразделений и бизнес-процессов предприятия;
• бюджет проекта. Как правило, бюджет проекта ведется по отдельной технологии, отличной от общей технологии бюджетирования;
• корпоративный бюджет многофилиальной организации нередко рассматривается как отдельная задача, в которой на первое место по прилагаемым организационным усилиям выходит обеспечение согласованной работы большой группы организаций;
• планирование ликвидности и управление финансовыми ресурсами. Эта задача не относится к бюджетированию, поскольку поглощается задачами основной бизнес-деятельности. Однако в организациях в силу ограниченности применения ими финансовых инструментов эта задача традиционно входит в бюджетирование.
Определяющие характеристики бюджета организации — формализация (количественное выражение), централизация и сквозной характер (системность).
Количественное выражение означает, что бюджет — это прежде всего набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как правило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению данных показателей.
Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности).
Сквозной характер бюджетирования означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. В итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов организации в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.
Важнейшая цель бюджетного планирования — составление основного бюджета. Он является стоимостным, количественно определенным выражением маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Когда организация не имеет основного бюджета, она теряет часть своих доходов, так как не знает предполагаемых объемов продаж, своих покупателей, рынков сбыта продукции и т.д.
В связи с этим первый шаг для бюджетирования, по мнению специалистов и практиков, — внедрение нескольких актуальных для компании операционных бюджетов, которые отражают количественные показатели производственно-сбытовой деятельности. Причем операционный бюджет складывается из такого числа подбюджетов, которые необходимы менеджменту компании. Следом или одновременно надо внедрять бюджет движения денежных средств. Во-первых, потому, что он позволяет наладить контроль над платежеспособностью и нужен для текущей финансовой устойчивости компании. Во-вторых, этот бюджет наиболее локален, для него нужен минимум внешней информации. Он позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка денежных средств и их дефицита.
Бюджет движения денежных средств состоит обычно из четырех основных разделов;
1) раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от клиентов и другие статьи поступления денежных средств;
2) раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;
3) раздел избытка или дефицита денежных средств — разница между поступлением и расходованием денежных средств;
4) финансовый раздел, в котором подробно представлены статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.
Второй шаг — бюджет доходов и расходов — позволяет управлять таким важнейшим финансовым результатом деятельности, как прибыль. С его помощью организация может проводить налоговое планирование и давать оценку результатам всей финансово-хозяйственной деятельности.
Третий шаг — бюджет по балансовому листу. Этот бюджет более стратегический, характеризует обязательства и вложения компании по основным счетам активов и пассивов. Позволяет финансовому менеджеру оценить, как будет выглядеть финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода. При этом прогнозный баланс позволяет:
— выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий период;
— проверить математическую правильность других расчетов;
— рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;
— структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.
Таким образом, процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части: первая — подготовка операционного бюджета, вторая — подготовка финансового бюджета. Операционный бюджет состоит: из бюджета продаж, бюджета производства, бюджета производственных запасов, бюджета прямых затрат на материалы, бюджета произвольных накладных расходов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов, отчета о прибылях и убытках. Финансовый бюджет состоит из инвестиционного бюджета, кассового бюджета, балансового отчета. Эти плановые документы являются обязательными. Исходной информацией для расчета этих бюджетов служат операционные бюджеты предприятия.
Бюджеты верхнего уровня могут при необходимости детализироваться на частные бюджеты: по подразделениям, цехам, направлениям деятельности. При этом излишней детализации быть не должно — данные бюджета должны обеспечивать принятие решений, существенно влияющих на финансово-экономическое состояние организации. Процесс формирования комплексного бюджета организации упрощенно показан на рис. 14.4 (чтобы не усложнять схему, приводится только общая последовательность формирования бюджетов).
Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, по мере того как бюджет уточняется, приводится в соответствие со стратегическими установками (для бюджета по принципу «снизу вверх») или реальными возможностями и потребностями исполнителей (для бюджета «сверху вниз»).
Имея завершенную систему бюджетирования и постоянно ее поддерживая, организация существенно улучшает свои финансовые позиции, получая определенные преимущества в области обеспечения инвестиционной привлекательности, кредитоспособности, снижения финансовых рисков и создания условий, обеспечивающих прозрачность деятельности фирмы. Огромное преимущество организация получает и для реализации внутрифирменного контроля и внешнего аудита.
Внутрифирменный финансовый контроль представляет собой специфическую область управления финансами и является необходимым
условием обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Контроль опосредует все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступлением выручки на счета в банках. Внутрифирменный финансовый контроль как составная часть финансового контроля представляет собой организуемый в системе управления хозяйствующим субъектом процесс проверки исполнения реализации всех принимаемых управленческих решений в области хозяйственной и финансовой деятельности с целью реализации собственной финансовой политики и оценки ее эффективности.
В экономической литературе внутрифирменный контроль часто неправомерно отождествляют с аудитом и контроллингом. Под аудитом обычно понимается независимая ежегодная проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. На самом деле аудит гораздо шире, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний же аудит представляет собой функцию управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Контроллинг представляет собой систему информационного обеспечения и контроля с целью концентрации действий на развитии наиболее приоритетных направлениях деятельности, выявлении отклонений и принятии оперативных управленческих решений.
Организационная структура внутрифирменного контроля создается по линейному или функциональному принципам. Она может также сочетать в себе оба этих принципа.
Выделяют следующие фундаментальные принципы внутрифирменного финансового контроля.
1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими компании распределяется таким образом, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, разрешающее операцию лицо не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.
2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером с ориентацией на те объемы денежных средств, на отпуск которых он имеет полномочия. Работа каждого лица проверяется другим лицом без какого-либо дублирования. В АО работа правления проверяется советом директоров и ревизионной комиссией. Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам компании. Чтобы эффективно управлять процессом контроля, руководство должно составить план его организации. Последний должен содержать четкие инструкции, нрава и обязанности различных уполномоченных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование их работы.
3. Важность свидетельства. Основная часть системы контроля -свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера. Должностное лицо, которое проверяет работу контролера, также должно
поставить свою подпись, подтверждающую, что работа вы
полнена качественно. Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в заданном режиме.
4. Ограничения системы контроля. Система контроля зависит от тех, кто проверяет, а им свойственны такие качества, как недостаточность компетенции, усталость и недопонимание истинного содержания хозяйственной операции. Более того, многие системы контроля становятся неэффективными, если возникает сговор между служащими. В связи с этим даже самые лучшие системы контроля не защищены от неудач, хотя риск таких неудач понижается при привлечении к контролю высококвалифицированных специалистов, четком соблюдении внутрифирменных стандартов контроля Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих руководство обязано регулярно контролировать качество их работы, точность выявления слабых мест и своевременность исправления ошибок. Важным критерием работы является снижение потенциальных убытков.
К основный элементам системы внутрифирменного финансового контроля относятся:
• объекты контроля — система экономических денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов в форме главным образом денежных потоков, фондов и средств;
• субъекты контроля — хозяйствующий субъект, его структурные подразделения и экономические службы.
• предметы контроля — бюджеты (планы) хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений; отдельные показатели, содержащиеся в первичной, статистической, налоговой и других видах информации (издержки, прибыль, выручка, рентабельность, лимиты фонда оплаты труда, нормы расхода сырья, материалов и энергии, цены, первичные документы, подтверждающие факт хозяйственной операции);
• технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических от плановых показателей в абсолютных суммах и в относительном выражении.
Основной предмет финансового контроля — финансовые показатели бюджетов (планов) хозяйствующего субъекта. Для осуществления контроля за исполнением бюджетов хозяйствующих субъектов Минэкономразвития России рекомендует использовать двухуровневую систему. Нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов (планов) структурных подразделений. Такой контроль осуществляют руководители подразделений. Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов (планов) всех структурных подразделений (включая контроль по эмитентам затрат). Его проводят финансово-экономические службы и бухгалтерия.
В процессе проведения контроля устанавливаются состав и структура имущества хозяйствующего субъекта, источники образования собственного капитала, его реальные и финансовые вложения, анализируются связи с поставщиками и покупателями, определяются объемы и источники привлеченных средств, оцениваются объемы выручки от реализации (продаж) и величина прибыли, устанавливаются доля чистой прибыли и величина налоговой нагрузки. При проведении контроля следует учитывать влияние таких факторов хозяйствования и управления, как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование методов учета (учетной политики), уровень диверсификации предприятий-конкурентов, статичность применяемых коэффициентов и др.
Формирование надежной и гибкой системы внутрифирменного контроля в системе управления финансами хозяйствующих субъектов, направленной на решение проблем бюджетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налоговой политики, позволит значительно ускорить их реорганизацию применительно к рыночным условиям хозяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодействия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устойчивости и повышения уровня доходности.
* * *
Более детально со всеми аспектами финансовой деятельности организации вы можете ознакомиться в соответствующих специальных курсах: «Финансы предприятий» и «Финансовый менеджмент». Вместе с тем в настоящем учебнике в гл. 15 будут представлены некоторые теории финансового менеджмента, его задачи и модели принятия финансовых решений.
© Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение финансов хозяйствующих субъектов.
2. Назовите различия между государственными финансами и финансами хозяйствующих субъектов.
3. Какие финансовые ресурсы и за счет каких источников образуются в организации?
4. Перечислите основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.
5. Какое влияние на организацию финансов оказывает отраслевая принадлежность организации?
6. Назовите основные организационно-правовые формы предприятий.
7. Какие преимущества в управлении финансами дают ООО?
8. В чем состоят особенности управления финансами в ОАО?
9. Дайте определение правового статуса НКО и цели их создания.
10. В чем заключаются общие особенности финансов НКО?
11. Перечислите виды НКО.
12. Приведите определение термина «инвестиции».
13. Раскройте содержание понятия «инвестиционный процесс».
14. Какие затраты включают в состав капитальных вложений?
15. Какие факторы влияют на объем инвестиций предприятий?
16. Дайте определение инвестиционного портфеля предприятия.
17. Что такое финансовое планирование?
18. Охарактеризуйте систему финансовых планов организации.
19. Какие элементы входят в состав бюджетного планирования?
20. Перечислите основные принципы внутрифирменного финансового контроля.
21. Раскройте важнейшие методы, применяемые во внутрифирменном финансовом контроле.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122