9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
Экономические системы получают статус социально ориентированных в тех случаях, когда государством проводится политика перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса России. Ее цель — последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
В современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни.
Не менее значимыми являются вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов населения, снижения преступности и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни россиян. Более подробно остановимся на доходах граждан в нашей стране. Сегодня около 18% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, т.е. эти люди находятся за чертой бедности. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. Его величина определяется в стоимостном выражении и зависит от экономических, климатических, демографических и иных факторов, в среднем по России в IV квартале 2004 г. этот показатель составлял 2451 руб.
Среди проблем социальной сферы, отрицательно влияющих на ее функционирование и дальнейшее развитие, а следовательно, и степень реализации государственных социальных гарантий населению страны, следует выделить:
• недостаточно четкое построение системы управленческих приоритетов;
• недостаточный уровень бюджетного финансирования;
• несовершенство механизмов государственного управления финансовыми ресурсами;
• правовую недооформленность взаимоотношений государства с частным и общественным секторами социальной сферы.
Масштабы общественного сектора в каждом государстве на определенном отрезке времени зависят от степени государственного финансового регулирования социально-экономических процессов. Эти масштабы в целом оцениваются по удельному весу государственных расходов в ВВП. Наблюдающаяся в Российской Федерации тенденция на снижение доли расходов консолидированного бюджета в ВВП свидетельствует о взятом курсе на либерализацию экономики и социальной сферы, что означает снижение роли государственного регулирования социально-экономических процессов. К 2007 г. прогнозируется довести показатель доли государственных расходов, включая расходы государственных внебюджетных фондов, до 30,2% ВВП, доли консолидированного бюджета страны — до 24,3% ВВП.
Значение аналогичного показателя в индустриальных государствах зависит от типа социальной политики. Например, его средняя величина в ряде экономически развитых европейских государствах сегодня составляет 35—40%, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени регулирования экономики и социальной сферы. В других странах (например, США, Канаде), ориентированных на либеральный тип экономики, напротив, доля расходов бюджета в ВВП значительно ниже — всего лишь 19—20%.
Содержание социальной политики зависит от избранной модели развития. В настоящее время для индустриальных стран характерны три таких модели: либеральная, корпоративная и социально-демократическая.
Основными чертами либеральной модели являются следующие: минимальное вмешательство государства в рыночные отношения; небольшая доля государственных расходов в ВВП; ограниченность размера и времени выплаты социальных трансфертов; обязательная проверка нуждаемости в поддержке; необязательность и небольшой охват населения социальным страхованием; частный характер функционирования большинства организаций, предоставляющих социальные услуги, и т.д. Эта модель типична для США, где преобладает роль частного сектора, что одновременно стимулирует предпринимательскую активность населения и увеличивает риски.
Социально-демократическая модель характеризуется всеобъемлющей ролью государства, которое не только устанавливает социальный порядок в стране путем издания законов, но и является их исполнителем, беря тем самым на себя ответственность за благополучие своих граждан. Основа финансирования социальной сферы при этой модели — государственный бюджет. Оказание социальных услуг — прерогатива государственных организаций. Отличительной чертой данной модели служит необязательная проверка нуждаемости человека в социальной поддержке. К социально-демократической сегодня относят социальную политику скандинавских стран, в частности Швеции. Иногда ее называют «шведской моделью благосостояния», хотя при этом речь идет не только о социальной политике, но и о комплексном решении задач социально-экономического развития общества.
Характерными чертами корпоративной модели социальной политики являются достаточно высокая степень присутствия государственного сектора в экономике, а также координирующая роль государства, которое определяет порядок перераспределения доходов, дает экономические гарантии, возлагая на предприятия реализацию социальных законов (прежде всего это касается системы социального страхования и социального партнерства, охватывающих работающее население). Эта модель присуща Германии и больше чем другие соответствует принципам построения государства «социального рыночного хозяйства», которое провозглашено Конституцией РФ. Однако нельзя не отметить, что экономическая политика в нашей стране после принятия Конституции РФ неоднократно корректировалась. В настоящее время декларируются завершение переходного периода и курс на либерализацию экономики.
Основным измерителем качества жизни служит индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой сводный показатель в виде условного коэффициента, отражающего здоровье, уровень образования, совокупный объем ресурсов на потребление и накопление по сравнению с бюджетом прожиточного минимума. При расчете используются величина ВВП надушу населения, интеллектуальный потенциал общества, оцениваемый средним количеством лет обучения, среднедушевая фактически сложившаяся продолжительность жизни и др. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) первые 10 мест занимают Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Австрия, США, Исландия, Нидерланды, Япония и Финляндия. Россия по итогам 2004 г. находилась на 62-м месте из 174 государств.
Среди характеристик социальной политики наиболее важными являются: практическая реализация социальной справедливости в обществе, учет социальных интересов различных групп и слоев населения; социальная защищенность малоимущих слоев и групп, нуждающихся в посторонней помощи и защите.
До недавнего времени социальной политикой называли специфический вид целенаправленной деятельности государства, включающий систему целей, задач и мероприятий, направленных на повышение общественного статуса социально незащищенных групп населения, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики, ослабление дифференциации доходов и предотвращение возможных социальных конфликтов на экономической почве.
В настоящее время стратегические направления развития России на среднесрочную перспективу, включающие повышение конкурентоспособности страны и обеспечение высоких темпов экономического роста, требуют значительного повышения эффективности широкомасштабной социальной политики, которая сегодня уже не рассматривается только в контексте смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих слоев населения. Кроме этих, безусловно, важных задач, социальная политика должна обеспечивать формирование сравнительных преимуществ и факторов роста российской экономики, не связанных с ориентацией на топливно-сырьевую базу. В связи с этим в программных документах сформулированы следующие современные приоритеты государственной социальной политики:
— развитие и рациональное использование трудового потенциала общества;
— стимулирование экономической активности, более адекватное отражение ее фактической результативности в доходах различных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы;
— выравнивание экономических возможностей и усиление социальной мобильности за счет доступа к современному образованию, квалифицированному и достойно оплачиваемому труду, а также предпринимательству;
— существенная активизация социальной поддержки нетрудоспособных, ветеранов, инвалидов и других категорий нуждающихся граждан как необходимого условия проводимых социально-экономических преобразований;
— взаимодействие со структурами гражданского общества в финансировании и предоставлении социальных услуг, контроле их качества, обеспечении адресной поддержки социально уязвимых граждан.
Особое внимание предполагается сосредоточить на образовании и здравоохранении. Уровень образования населения определяет способность государства к адаптации в условиях резко меняющихся внешних условий. Здравоохранение, выполняя важнейшую социальную и экономическую функции, способствуя обеспечению качества «человеческого капитала», является отраслью, производящей инвестиционные товары.
В связи с этим среди основных целей и задач экономической политики Правительства РФ на 2005 г. названы модернизация образования и реформирование здравоохранения. Планируется реформирование всей системы образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, четкого определения границ обязательств государства в этой сфере, развития системы непрерывного образования, повышения качества профессионального обучения и его соответствия потребностям экономики и социального развития.
Намечается конкретизировать государственные гарантии в области здравоохранения, обеспечить переход от системы бюджетного финансирования медицинских учреждений для государственных служащих к медицинскому страхованию, разработать федеральные стандарты медицинской помощи по наиболее распространенным заболеваниям, внести и принять федеральные законы «О государственных гарантиях медицинской помощи населению» и «Об обязательном медицинском страховании», разработать Концепцию государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2006-2010 гг.
Обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, улучшения пенсионного обеспечения, усиления адресности социальной поддержки населения с экономической точки зрения означает еще и повышение уровня внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию отечественного производства, что должно стать дополнительным фактором экономического развития. Для этого необходимо создать экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления. Решить эту задачу можно путем эффективной занятости населения, обеспечения баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов, дальнейшего совершенствования трудового законодательства и приведения его в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Рассмотрим механизмы государственного регулирования преобразований, намечаемых в социальной сфере. При изучении данного вопроса необходимо иметь в виду, что финансовое регулирование — приоритетная составляющая системы государственного регулирования социально-экономических процессов. Следует подчеркнуть, что модель государственного устройства, формы государственного регулирования экономики и социальной сферы напрямую зависят друг от друга, основаны на комплексном применении правовых, финансовых и организационно-управленческих регуляторов.
Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных актов и программных документов, ограничивающих развитие рыночных отношений определенными правилами. Среди множества нормативных правовых актов РФ можно выделить документы, в которых нашли отражение направления развития экономики и социальной сферы как на средне-, так и долгосрочную перспективу. В них обозначены меры регулирующего воздействия государства на реальные процессы развития современной российской экономической системы.
Стратегические принципы развития страны представлены в Основных направлениях социально-экономической политики Российской Федерации до 2010 года и Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, которые были подготовлены Центром стратегических разработок. В них перед социальной сферой были поставлены задачи повышения уровня образованности общества и здоровья населения, поддержания высокой работоспособности людей, профилактики правонарушений и др. В Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2002 гг., где еще раз были определены стратегические цели развития государства. Затем были приняты Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2002-2004 и 2003-2005 гг.
Каждый из перечисленных документов содержит материалы, касающиеся бюджетных реформ и реформ в социальной сфере, включая все ее отрасли. На основе программ развития страны в целом определяются приоритетные вопросы развития отдельных отраслей, что находит отражение в специализированных программах, принимаемых как на федеральном, так и региональных уровнях. При этом деятельность учреждений и организаций социальной сферы как субъектов хозяйствования регламентируется не только основными законами (Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ), но и отраслевыми федеральными законами, определяющими вопросы государственного регулирования в той или иной области. Для примера назовем федеральные законы от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании», от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и др.
Важным этапом реализации социальной политики является внесение в 2004 г. ряда базовых поправок в федеральные законы, регулирующие деятельность органов управления и учреждений и организаций социальной сферы. Внесенные изменения направлены на решение задач, связанных с уточнением полномочий органов государственной власти федерального уровня и субъектов РФ, местного самоуправления в части распоряжения имуществом и правами на управление подведомственными учреждениями. Из законов, касающихся конкретных отраслей, исключены бюджетные и налоговые нормы, что является оправданным, так как в условиях реализации положений административной реформы данные вопросы выходят за пределы ведомственного правового регулирования. Самым существенным изменением стала так называемая «монетизация» льгот. С 1 января 2005 г. значительное количество натуральных социальных льгот было переведено в денежную форму, при этом были дифференцированы нормы выплат для разных категорий граждан, имеющих право на льготы.
Практические аспекты системы государственного регулирования социально-экономических процессов зависит от организационного построения системы государственного и местного самоуправления, включающей законодательную и исполнительную ветви власти. Для исполнения принимаемых законов в стране созданы соответствующие органы государственного и местного самоуправления, подведомственные им агентства, учреждения и организации. Для повышения качества и эффективности их функционирования наряду с налоговой и бюджетной проводится административная реформа.
Финансовое регулирование осуществляется в прямых, косвенных и смешанных формах. Прямые формы — это формирование государственных доходов посредством налогообложения физических и юридических лиц, установления таможенных пошлин, введения повышенных или пониженных ставок налогов и других обязательных платежей, установления льгот, получения доходов от внешнеэкономической деятельности. Помимо этого к прямому регулированию может быть отнесено бюджетное финансирование расходов. Косвенные, или опосредованные, формы государственного финансового регулирования применяются в процессе определения направлений использования средств государственных внебюджетных фондов социального назначения и средств бюджета на финансирование текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия следует выделить неналоговые платежи в бюджет и долевое участие государства в финансировании отдельных видов деятельности и услуг социально-культурного характера.
С позиций теории основные социально-культурные услуги (образование, культура, здравоохранение, физическая культура) относятся к частным благам, поскольку обладают высокой степенью исключаемое™ и убываемости при совместном характере потребления. Однако, учитывая особые достоинства таких услуг, общество стремится обеспечить их доступность для всех граждан страны. Это и обусловливает появление бюджетных обязательств по финансированию перечисленных выше отраслей в части государственных социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. Иными словами бюджет — один из универсальных механизмов, с помощью которого государство участвует в финансировании расходов, оплата которых индивидуально каждым пользователем с позиций совокупных интересов невозможна или нерациональна.
Напротив, для общественных благ характерными являются два свойства: 1) увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них; 2) ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. Первое свойство определяется как несоперничество в потреблении, а второе — как неисключаемость. Их характеризует принципиальная неделимость, полная неисключаемость и неубываемость потребления, абсолютная невозможность предоставления на базе конкурентного механизма. К этим благам относятся, например, обеспечение общественного порядка, фундаментальные научные исследования, государственное управление и т.п. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными, или смешанными.
Смешанные блага — это такие блага, у которых хотя бы одно из указанных выше свойств выражено умеренно, в них в той или иной
степени присутствуют свойства частных благ. Например, для услуг, связанных с социальной защитой и социальным обеспечением населения, характерны не только индивидуальность и высокий уровень убываемости объемов потребления. В связи с этим вопросы о социальном обеспечении находятся как в общественном ведении, так и в ведении различных благотворительных организаций. Не исключается при этом и социальная ответственность бизнес-структур.
Для производства общественных благ государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе. Затраты на их закупку вместе с расходами на оплату труда государственных служащих, включая работников бюджетной сферы, военнослужащих, работников правоохранительных органов и т.п., называются государственными расходами.
Итак, преимущества бюджетного финансирования заключаются в том, что у государства есть возможность регулировать объемы и направления расходов, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы.
Приоритетность каждой из них может быть представлена через соотношение бюджетных средств, направляемых государством на решение проблем. Эти данные находят отражение в консолидированном бюджете страны. Все государственные расходы принято классифицировать:
• по уровням бюджетной системы. Такое распределение говорит о степени ответственности федерального центра, регионов или муниципальных образований за финансирование тех или иных обязательств государства, в том числе и в области социальных расходов;
• функциональной и ведомственной структуре. Использование функционального принципа группировки позволяет иллюстрировать перечень всех функций государства, которые обусловлены решением внутренних проблем развития страны и взаимоотношениями с мировым сообществом (финансирование социальных отраслей, науки, национальной обороны, обслуживание государственного долга и т.п.). Это дает возможность в систематизированном виде оценивать действенность процесса государственного регулирования.
В настоящее время значительная доля расходов на образование, культуру и здравоохранение финансируется за счет региональных и местных бюджетов (около 80% всех бюджетных расходов по этим отраслям). Что касается социальной политики как вида расходов, то здесь наблюдается устойчивая тенденция к смешению акцентов в сторону федерального бюджета, который несет ответственность за реализацию ряда федеральных законов через фонд компенсаций. Из этого фонда возмещаются расходы регионам и муниципальным образованиям в виде субвенций (целевого финансирования) на реализацию федеральных законов по предоставлению льгот инвалидам, ветеранам, выплате пособий семьям с детьми и т.п. Такие расходы называются федеральными мандатами. Кроме того, в составе федерального бюджета ежегодно предусматриваются средства в фонде финансовой поддержки регионов на оказание финансовой помощи в виде дотаций (без указания конкретной цели) субъектам РФ или на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, что в значительной части идет на финансирование социальных расходов.
Еще один канал перераспределения средств федерального бюджета — фонд софинансирования социальных расходов (ФССР), из которого средства выделяются тем регионам, которые активно реформируют жилищно-коммунальное хозяйство, так как основное назначение этого фонда — возмещение на долевой основе (в виде субсидий) расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Предполагается, что использование средств ФССР позволяет ускорить переход к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, повысить социальную защищенность населения при проведении реформы, обеспечить заинтересованность субъектов РФ в соблюдении федеральных стандартов. Одним из таких стандартов является максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг, которая составляет 22%.
Одной из приоритетных задач государства является обеспечение повышения качества социальных услуг. Правительство РФ предполагает сосредоточить внимание на реформировании хозяйственного механизма функционирования отраслей социальной сферы, изменении принципов финансирования бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, расширении их хозяйственной самостоятельности. Эти меры, по мнению Правительства РФ, позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств, осуществить переход от сметного бюджетного финансирования учреждения (организации) к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг.
Важным направлением социальной политики является увеличение разнообразия организационно-правовых форм организаций социальной сферы, законодательное закрепление и широкое внедрение в практику новой организационно-правовой формы некоммерческих
организаций внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые обладали бы более широкой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. Кроме того, политика государства должна быть ориентирована на максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования при обеспечении населения услугами социально-культурно го характера.
Развитие рыночных отношений настоятельно диктует учреждениям и организациям социальной сферы необходимость активизировать предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, развивать конкуренцию, что позволит в перспективе увеличить количество и повысить качество социальных услуг.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122