logo
Финансы - Романовский

3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами

Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добы­вать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес­кого развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление го­сударственными финансами, являющееся сложным процессом, кото­рый представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система—«Фи­нансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не толь­ко управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих

финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех ниже­стоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансо­вой политики и, соответственно, управления финансами являются:

• зависимость от конечной цели;

• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

• соответствие интересам всех членов общества;

• использование экономических законов;

• учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и фи­нансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государствен­ного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благо­состояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами слу­жат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового зако­нодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобили­зации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рис. 3.1. В ре­зультате реализации финансовой политики осуществляется перерас­пределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федераль­ным Собранием РФ.

2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюд­жет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, высту­пает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность дру­гих федеральных органов исполнительной власти.

К функциям Минфина России1 относятся следующие:

— внесение предложений по формированию финансовой политики;

— проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

— разработка проектов законов, регулирующих и регламентирую­щих финансовые отношения;

— осуществление методического руководства в сфере финансово­го планирования и финансирования отраслей хозяйства;

— организация разработки федерального бюджетного плана;

— участие совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обя­занности по организации исполнения федерального бюджета, прове­дению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Минфину России предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и при­останавливать бюджетное финансирование в случае нарушения фи­нансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, та­моженных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агент­ство по управлению федеральным имуществом организует управле­ние государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государ­ственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способ­ствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

6. Система Банка России является важным органом по реализа­ции денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое испол­нение бюджета, контролирует деятельность других кредитных ин­ститутов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собра­нию РФ2.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их админист­ративно-территориальных и муниципальных образованиях осуществ­ляют соответствующие финансовые учреждения.

* * *

Проводимая в настоящее время административная реформа, на­правленная на повышение эффективности государственного управ­ления, существенным образом изменяет содержание и структуру уп­равления государственными финансами и прежде всего за счет опти­мизации и сокращения функций, выполняемых (регулируемых) государственными финансовыми институтами. Так, в связи с преоб­разованием Министерства налогов и сборов РФ — МНС России (его функции переданы Минфину России) в Федеральную налоговую службу Минфина России последняя уже не будет обладать правом вносить изменения в налоговое законодательство. В самостоя­тельную федеральную службу выделен Департамент страхового над­зора; потерял самостоятельность Государственный таможенный ко­митет, преобразованный в Федеральную таможенную службу в соста­ве Минэкономразвития России. Последнее преобразование, при котором регулирование размера таможенных платежей оставлено за Минфином России, а фискальная функция (сбор доходов) передана Минэкономразвития России, нам представляется весьма спорным ре­шением.

Насколько реально сократится аппарат управления (по плану на 20%), покажет будущее. Однако несомненно рациональным направ­лением реформирования системы государственного управления яв­ляется передача части функций государственного аппарата саморе­гулирующимся общественным объединениям. Например, значитель­ная часть функций Департамента Минфина России по контролю за аудиторской деятельностью будет передана общественным органи­зациям аудиторов.