logo search
Конспект лекций по деньгам и кредиту

2.7 Денежно-кредитная политика в Украине

Объектами монетарной политики является регулирование предложения (массы) денег, ставка процента, валютный курс, скорость оборота денег и др. Главными субъектами денежно-кредитной политики в Украине выступает Национальный банк, а также Верховная Рада Украины, Кабинет Министров, Министерство финансов, Министерство экономики, которые определяют основные макроэкономические показатели (объем ВВП), размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др. При этом Национальный банк разрабатывает основополагающие основы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее реализацией.

Инструменты денежно-кредитного регулирования экономических процессов разделяют на два вида:

а) инструменты опосредствованного влияния на денежный рынок и экономические процессы (операции на открытом рынке, регулирование норм обязательного резервирования, процентная политика рефинансирования коммерческих банков, регулирование курса национальной валюты);

б) инструменты прямого влияния (установка ограничений или запрещения на прямое кредитование Национальным банком потребностей государственного бюджета, прямое распределение кредитных ресурсов, которые предоставляют коммерческие банки, между приоритетными отраслями и регионами).

Процесс ограничения административных рычагов и решения задач экономической политики в Украине на первых порах осуществлялся преимущественно кейнсианскими методами и предусматривал избыточное вмешательство органов государственного управления в хозяйственные процессы. В то же время недооценка инфляции и преувеличение возможностей фискально-бюджетного механизма решения социально-экономических задач привели к гиперинфляции, значительному спаду уровня производства. Отдельные мероприятия и в это время носили монетарный характер, но с 1994 г. они приобрели систематизированный характер и нашли отражение в провозглашении курса макроэкономической стабилизации, ускорения рыночных реформ и формирования рыночного механизма саморегулирования. В фискально-бюджетной сфере произошла переориентация на преодоление бюджетного дефицита, уменьшения налогового давления и перевода субъектов ведения хозяйства на основы самофинансирования. В денежно-кредитной политике положено начало курсу на преодоление гиперинфляции и либерализацию кредитного и валютного рынков.