logo
Конспект лекций по деньгам и кредиту

4.4. Бумажно-кредитная система денег

Государственное регулирование денежной сферы в рыночной экономике означает совокупность мероприятий, проводимых государством в денежном обращении с целью обеспечения постоянства национальной валюты, сдерживания инфляционного процесса и гибкого обеспечения денежной массой потребностей сферы обращения.

Прямое регулирование объемов и

структуры денежного обращения

Опосредствованные мероприятия влияния на систему денежного обращения

• Механизм наличной эмиссии

• Установление границы кредита (НБ) ЦБ, предоставляемого правительству и банковским

учреждениям

• Прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, границы

стоимости кредитных ресурсов, ограничение потребительского кредита

• Осуществление операций на открытом рынке

• Регулирование норм банковских резервов

• Регулирование учетной ставки процента на ссуды, предоставляемые национальным банком

Различают два вида денежно-кредитной политики.

В условиях политики «дорогих денег» весь инструментарий денежно-кредитной политики сосредоточивается на обеспечении внутреннего постоянства денег и достижении оптимального равновесия в соотношении их предложения и спроса, на сжатии объемов денежной и кредитной эмиссии и приведении денежной массы в соответствие с реальной динамикой экономического цикла. Достижение же оптимального равновесия на принципах политики «дешевых денег» происходит на основе достижения более широкой доступности денежных и кредитных ресурсов для потребностей субъектов экономической деятельности.

Фискально-бюджетная политика государства, может быть двух типов:

а) дискреционной, если фискально-бюджетная политика направлена на сознательное манипулирование налогами и государственными расходами для изменения реального объема национального производства и занятости, усиления контроля за инфляцией и ускорения экономического роста. Основными инструментами ее реализации становятся: изменения программ общественных работ и других программ, связанных с расходами; изменение программ «трансферного типа»; цикличность изменения уровня налоговых ставок;

б) не дискреционной. Она означает проведение государством политики превышения расходов бюджета над его доходами. Для государства и социально-экономической стабильности не дискреционная политика способна приносить разные последствия. Например, если дефицит государственного бюджета в 2-3% ВВП не является опасным, то большие размеры дефицита государственного бюджета становятся угрожающими для нормального функционирования денежной системы, кредита и всей экономической системы.