14.3. Финансы некоммерческих организаций
Некоммерческая организация отличается от коммерческой прежде всего по цели деятельности. Основная цель деятельности коммерческой организации — извлечение прибыли, а некоммерческие организации создаются:
• для удовлетворения материальных и иных потребностей участников (потребительские кооперативы);
• удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (общественные и религиозные организации (объединения));
• достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей (фонды);
• осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (учреждения).
Можно дать следующее определение некоммерческой организации. Некоммерческая организация (НКО) — это юридическое лицо, созданное не для извлечения прибыли, а для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей своих участников, достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Необходимо отметить, что гражданское законодательство разрешает НКО осуществлять предпринимательскую деятельность, если она направлена на достижение целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует этим целям. Правовой статус некоммерческих организаций определяется нормами части первой Гражданского кодекса РФ. Будучи юридическим лицом, НКО является полноправным субъектом права. Иными словами, любая НКО имеет гражданские права, соответствующие целям ее деятельности, несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Как юридическое лицо некоммерческая организация обязана обладать следующими признаками:
• иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество;
• отвечать (за исключением учреждений) этим имуществом по своим обязательствам;
• иметь право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• иметь самостоятельный баланс или смету.
В Гражданском кодексе РФ содержатся общие положения обо всех формах некоммерческих организаций. Более детально правовое положение НКО регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО), другими федеральными законами и подзаконными актами.
Согласно общепринятой классификации, все финансовые ресурсы организации, в том числе НКО, подразделяются на четыре группы:
1) собственные (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, амортизация);
2) собственные целевого назначения (целевые финансирование и поступления, страховое возмещение, резервы предстоящих расходов);
3) привлеченные (полученные авансы, нормальная задолженность в бюджет и внебюджетные фонды);
4) заемные (полученные кредиты, займы, ссуды).
Первая особенность формирования финансовых ресурсов НКО заключается в отсутствии уставного капитала. В НКО при ее создании учредителями может быть образован уставный фонд (он аналогичен уставному капиталу в коммерческих организациях). Однако это не является обязательным. Как правило, все имущество, передаваемое НКО учредителями (участниками), относится к целевым финансированию и поступлениям. Причем если имущество поступает в виде основных средств, то при вводе в эксплуатацию его стоимость формирует добавочный капитал организации.
Вторая особенность формирования финансовых ресурсов НКО вытекает из ее отличия от коммерческой организации. Так как извлечение прибыли не является целью деятельности НКО, то такой источник формирования финансовых ресурсов, как нераспределенная прибыль (при условии ведения НКО только некоммерческой деятельности), отсутствует. Нет у НКО и другого источника собственных финансовых ресурсов — амортизации.
В случае осуществления НКО только уставной некоммерческой деятельности, практически единственный источник формирования финансовых ресурсов НКО — целевые финансирование и поступления. В качестве целевого финансирования могут выступать регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; поступления из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; получаемые НКО гранты на осуществление какой-либо деятельности.
Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, по завершении работ по определенному проекту или мероприятию либо по истечении определенного срока сумма доходов может превысить расходы и, следовательно, в НКО образуется прибыль (которая облагается налогом на прибыль). В таком случае перечень источников формирования финансовых ресурсов НКО пополнится следующими позициями; нераспределенной прибылью; доходами от реализации продукции, работ, услуг; доходами от внереализационных операций; доходами от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных НКО; заемными средствами; другими, не запрещенными законом поступлениями. Отметим, что полученная от предпринимательской деятельности прибыль НКО не распределяется между ее участниками (исключение составляют только потребительские кооперативы). Этот признак и является одним из определяющих при делении организаций на коммерческие и некоммерческие. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, НКО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы. Отметим, что НКО должна вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Особенности расходования, ресурсов в НКО, которые не ведут предпринимательской деятельности, заключаются в его осуществлении в строгом соответствии с целевым назначением ресурсов. Ежегодно в
НКО утверждается годовой финансово-хозяйственный план, в котором обозначены основные статьи расходования средств и источники их поступления. Нецелевой характер расходования средств может иметь для НКО налоговые последствия. С таких средств организация должна исчислить и уплатить налог на прибыль.
Рассмотрим общие особенности налогообложения НКО. В настоящее время они являются плательщиками налогов и сборов на общих основаниях. НКО платит тот или иной налог лишь в случае возникновения у нее объекта обложения данным налогом. Так, при реализации НКО товаров, работ, услуг или иного имущества она становится плательщиком НДС в общеустановленном порядке. Если НКО имеет в собственности транспортное средство, она облагается транспортным налогом. Также на общих основаниях НКО становятся плательщиками ЕСН, если они являются работодателями. В налоговом законодательстве предусмотрен ряд льгот при осуществлении тех или иных операций налогоплательщиками — некоммерческими организациями.
По организационно-правовой форме НКО могут быть разделены на потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения. Причем каждой организационно-правовой форме НКО соответствует определенная цель ее деятельности. Например, общественная или религиозная организации не могут быть созданы для удовлетворения материальных потребностей ее участников. НКО могут также создаваться в форме автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства.
НКО могут быть подразделены на следующие три большие группы (часть первая ст. 48 Гражданского кодекса РФ):
• НКО, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (потребительские кооперативы);
• НКО, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (учреждения, финансируемые собственником);
• НКО, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации и союзы НКО).
Потребительский кооператив (ПК) — это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. ПК имеет особый статус по сравнению другими НКО. ПК осуществляет свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (примерами могут служить жилищно-строительный, гаражно-строительный кооперативы, дачный кооператив и др.), в то время как другие НКО создаются для достижения общественных (нематериальных) благ.
В связи с этим ПК не только разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, но и предоставлено право распределять полученные от такой деятельности доходы между членами кооператива (п. 5 ст. 116 Гражданского кодекса РФ). Стоит отметить, что распределение полученной прибыли — право, а не обязанность ПК, а основания и порядок распределения прибыли определяются только уставом кооператива или его внутренними документами. Именно в силу этих особенностей на ПК не распространяется действие Закона о НКО, а их деятельность регулируется Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и «О кредитных потребительских кооперативах граждан».
Имущество ПК складывается из паевых взносов членов кооператива. Их размер и порядок внесения определяются непосредственно в уставе кооператива. Имущество ПК, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит кооперативу на праве собственности. Кроме того, членами кооператива могут вноситься членские, вступительные и иные единовременные взносы. Члены ПК имеют только обязательственные права. Однако согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного ПК, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Основная обязанность членов ПК состоит во внесении паевых и иных взносов, установленных его уставом. Кроме того, в случае, если по итогам финансового года кооператив имеет убытки, члены кооператива обязаны их компенсировать путем внесения дополнительных взносов. Члены ПК солидарно несут ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Кредиторы ПК могут потребовать от каждого его члена внести указанные дополнительные взносы, обратив при этом взыскание на личное имущество членов кооператива. В случае невыполнения обязанностей по внесению дополнительных взносов кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию его кредиторов (п. 4 ст. 116, ст. 399 Гражданского кодекса РФ).
Необходимо отметить, что члены ПК не обязаны принимать трудовое участие в его деятельности. Для управления кооперативом они могут нанять сторонних работников, в отличие от производственных кооперативов (коммерческих организаций). Еще одна особенность ПК в том, что, в отличие от большинства других некоммерческих организаций (за исключением фондов), он может быть в судебном порядке признан банкротом, если не сможет удовлетворить требования кредиторов и будет отвечать признакам несостоятельности (п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ). Итак, ПК — некое промежуточное звено между коммерческими и некоммерческими организациями, поскольку в его финансовой деятельности сочетаются черты и тех и других.
Общественные и религиозные организации (объединения) — это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цель организаций такого рода — удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей участников. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что они не имеют права требовать возврата внесенного взноса, выплаты какого-либо дохода и даже получения части имущества организации после ее ликвидации. Участники общественных и религиозных организаций не отвечают по обязательствам таких организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. Участниками общественных и религиозных организаций являются только физические лица. Юридические лица в таком качестве выступать не могут, поскольку общественная организация — это объединение граждан.
Как и другим НКО, общественным и религиозным организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Полученная организацией прибыль не распределяется между участниками (членами) организации, а направляется на ее уставные цели, что отличает общественные и религиозные организации от потребительских кооперативов. Прибыль, полученная общественными и религиозными организациями от предпринимательской деятельности, служит дополнительным источником средств для обеспечения основной деятельности указанных организаций.
Религиозное объединение — добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
В форме общественной организации может быть создана и благотворительная организация. Она вправе учреждать хозяйственные общества с целью создания материальных условий, необходимых для реализации благотворительных целей. При этом не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями фонда могут быть не только граждане, но и юридические лица. При этом законодательство допускает создание фондов только юридическими лицами без участия граждан. Фонд как некоммерческая организация, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть создан одним лицом. Имущество фонда образуется за счет взносов учредителей и добровольных пожертвований. Имущество, переданное фонду его учредителями, является его собственностью. Учредители фонда так же, как и участники общественных и религиозных организаций, не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими в собственность фонда имущество, в том числе на членские взносы.
Фонд не имеет членства, т.е. его учредители не получают никаких прав в отношении созданного ими фонда. В связи с этим учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний соответственно не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. В связи с этим в целях контроля за деятельностью фонда законодательство устанавливает специальные требования: наличие попечительского совета фонда, публичную отчетность фонда, особый порядок ликвидации.
Попечительский совет фонда — орган фонда, который на общественных началах осуществляет надзор за его деятельностью, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда должен определяться уставом последнего.
В связи с тем что использование имущества фонда должно находиться под контролем не только специализированных органов, но и общественности, фонды, согласно законодательству, обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Как и другие НКО, фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд может учредить АО или ООО (но не хозяйственное товарищество) и получать прибыль от их деятельности, которая не может распределяться между учредителями фонда, а должна направляться на его уставные цели. При этом фонд может быть единственным учредителем коммерческой организации. Основанием для ликвидации фонда могут являться: отсутствие имущества, необходимого для осуществления его деятельности; невозможность достижения целей, ради которых создан фонд; уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.
Государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация учреждается на основе специального федерального закона. Учредителем корпорации является Российская Федерация в лице Федерального Собрания РФ. Несмотря на то что корпорация является государственной, право собственности на имущество, переданное ей Российской Федерацией, закрепляется за корпорацией. В связи с этим последняя несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Так же, как и другие НКО, государственная корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных законом о создании корпорации.
Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых она была создана. При этом государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Правовое положение государственной корпорации определяется не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться цели деятельности государственной корпорации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, реорганизации и ликвидации, использования имущества. Иначе говоря, закон о создании корпорации фактически выступает в роли учредительного документа государственной корпорации.
Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для НКО. Имущество некоммерческого партнерства образуется, как правило, из двух составляющих: имущественных вкладов и членских взносов членов партнерства. При этом имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих партнеров. Некоммерческое партнерство, как и другие НКО, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Предпринимательская деятельность осуществляется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, в соответствии с учредительными документами партнерства направляется на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели.
Учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Законодательство не накладывает ограничений на создателей учреждения. Последнее может быть организовано любым собственником: государством, муниципальным образованием, коммерческой или некоммерческой организацией. В настоящее время существует большое количество разнообразных учреждений. К ним относятся органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки и др.). Часто собственником учреждений является государство, в связи с этим в настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений.
Имущество, передаваемое собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Основной источник имущества учреждения — средства, полученные от собственника по смете. Последний может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательской деятельности.
Если учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По своим обязательствам учреждение отвечает только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
Автономная некоммерческая организация (ЛНКО) — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное АНКО ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Учредители АНКО не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНКО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. При этом учредители осуществляют надзор за деятельностью АНКО. Однако каких-либо привилегий при пользовании услугами АНКО учредители не имеют, они могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
АНКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Так как цель создания АНКО состоит в предоставлении услуг, такую организацию фактически можно назвать своего рода «коммерческим учреждением». Только, в отличие от учреждения, учредители АНКО не отвечают по ее обязательствам.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Законодательство предусматривает две возможные формы объединений: ассоциация или союз, иных форм объединений не допускается. Законодательство не делает различий между двумя указанными формами, но на практике, как правило, ассоциации создаются по отраслевому (производственному) признаку, а союзы — по территориальному.
Участниками объединений, в отличие от всех других НКО, могут быть только юридические лица, а не граждане. Участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается. Члены ассоциации (союза), создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Самостоятельным юридическим лицом с момента государственной регистрации становится и объединение. Имущество объединения, сформированное в том числе за счет взносов участников, является собственностью объединения. Его участники не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими объединению имущество. Поскольку объединение создается для представления и защиты общих имущественных интересов участников и существует на их взносы, оказание объединением услуг своим участникам производится безвозмездно (без дополнительной платы).
Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Даже вышедший (исключенный) участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Объединения не могут непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Если же по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное обще-
ство или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или в нем участвовать. Полученная таким образом прибыль должна направляться на уставные цели объединения и не может быть распределена между его участниками.
Итак, НКО ведут свою деятельность во всех сферах общественной жизни. В связи с этим необходимость ее четкого законодательного регулирования очень велика. НКО могут вести деятельность, приносящую прибыль (закон им этого делать не запрещает). При грамотном управлении достижение означенных целей НКО обходится обществу дешевле, чем если бы такую же деятельность вела коммерческая организация.
Ознакомившись с содержанием и принципами организации финансов хозяйствующих субъектов, отраслевой спецификой, а также с особенностями финансов организаций различных организационно-правовых форм, можно приступить к изучению наиболее важных направлений финансового управления в организациях, а именно: решению инвестиционных проблем (параграф 14.4), а также вопросов финансового планирования и контроля (параграф 14.5).
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122