Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
С переходом на рыночные отношения, прежний экономический механизм регулирования АПК был сломан, а новый еще не создан. Однако, государственная поддержка ему оказывалась:
Ежегодно принимались постановления правительства по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций;
Предусматривались в федеральном бюджете целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;
Были установлены налоговые льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям;
Образован лизинговый фонд для обеспечения товаропроизводителей АПК техникой и племенным скотом и специальный фонд для кредитования предприятий и организаций АПК на льготных условиях;
Проводилась рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту на горюче-смазочные материалы;
Совершенствовались таможенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка и т.д.
Изменена бюджетная политика. На федеральном уровне упразднены неэффективные субсидии на закупки комбикормов для животноводческих комплексов и птицефабрик, дотации ветсанутильзаводам и др.
Существенные изменения претерпела кредитная политика. Упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка.
3) Разработана и реализуется государственная политика инвестиций на развитие материально-технической базы сельского хозяйства по следующим основным направлениям:
- выделение государственных капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и на непрограммную часть в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.
- предоставление инвестиционных кредитов сельскохозяйственным производителям всех форм собственности, по которым две трети процентной ставки погашается за счет средств федерального бюджета.
Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, осуществляемой в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования.
Важной мерой государственной поддержки сельского хозяйства стала практическая реализация принятого в 2003 г. федерального закона о введении социального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, что позволяет учесть совокупность всех факторов, влияющих на уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также их фактическую способность к уплате налогов.
На уплату единого сельскохозяйственного налога перешли 54% сельскохозяйственных организаций, в основном мелкие и средние предприятия.
Был разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», утвержден план его реализации и сформирован сетевой график по его осуществлению. Включение агропромышленного комплекса в число национальных приоритетов - правильное, хотя и запоздалое решение, повышающее возможности вывода аграрной отрасли на траекторию устойчивого развития. В целях защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей осуществляются меры по регулированию внутреннего продовольственного рынка страны и внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.
Решением Председателя Правительства, Председателей Госдумы и Совета Федерации создана комиссия из представителей правительства, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Комиссия должна определить основные параметры программы, которая вберет в себя не только бюджетные, но и другие формы поддержки отрасли - в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.
Таким образом, отрасль получила конкретный комплексный документ, основанный на применении программно-целевого планирования и содержащий четко сформулированные цели, ориентиры, плановые показатели и обязательства государства по поддержке сельского хозяйства.
В последние годы бюджетная классификация претерпевала значительные изменения. Так, с 2008 г. раздел 08 «Сельское хозяйство и рыболовство» как самостоятельный был ликвидирован и перенесен в раздел 04 «Национальная экономика». В связи с этим, входящие ранее в раздел 08 самостоятельные подразделы «Земельные ресурсы», «Сельскохозяйственное производство», «Рыболовное хозяйство» и «Прочие мероприятия области сельского хозяйства» были упразднены, а их статьи перенесены по другим разделам.
Косвенно, это является свидетельством определенного снижения важности сельского хозяйства в глазах органов власти. Далеко не все сектора были агрегированы в раздел 04 «Национальная экономика». Так, сектор ЖКХ, напротив, с 2005 г. удостоился отдельного раздела в новой классификации, чего ранее не было.
Из-за передачи права на поддержку отраслей сельского хозяйства регионам, федеральный центр с 2008 г. вынужден был осуществлять финансирование этих статей не через подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство», а через раздел «Межбюджетные трансферты».
Ни один год не совпадал с последующим по набору статей. Имеющаяся постатейная разбивка не дает возможности классифицировать расходы по требованиям ВТО. Все это резко снижает прозрачность и сопоставимость бюджетов.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство должно определять приоритетные задачи, на реализацию которых необходимо направлять ассигнования в первоочередном порядке. Ими могут быть:
формирование и регулирование единого продовольственного рынка и рынка сельхозтехники для отраслей АПК;
проведение единой общегосударственной земельной, налоговой, финансовой и денежно- кредитной политики;
обеспечение эффективной внешнеторговой политики;
научное, информационное и кадровое обеспечение АПК;
организация государственного контроля за качеством продовольствия, целевым и рациональным использованием земельного фонда, соблюдением ветеринарных, экологических, технико-технологических нормативов.
Следует подчеркнуть, что государственная поддержка постоянно оказывается аграрному сектору, но содержание ее менялось на различных этапах развития. До 2001г. она заключалась в том, что:
- ежегодно принимались постановления Правительства РФ по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций АПК;
- в федеральном бюджете предусматривались целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;
- сельхозтоваропроизводителям устанавливались существенные льготы в налогообложении;
- были образованы специальный фонд льготного кредитования организаций АПК, лизинговый фонд;
- проводились отсрочка и рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту;
В связи с принятием в 2001г. Правительством РФ «Основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 гг.» в системе государственной поддержки АПК произошли значительные изменения:
- упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК;
- введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка России;
- введена новая форма государственной поддержки сельского хозяйства (2002-2008 гг.) – возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 5 лет), полученным товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях;
- сформирована государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса на базе создания ОАО «Россельхозбанк»;
- введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, которая осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования;
- осуществлен переход к специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога;
- в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса внедряется программно-целевой метод бюджетирования, ориентированный на результат, и др.
К числу основных принципов, на которых должна базироваться стратегия региональной поддержки АПК, следует отнести следующие:
равная доступность государственной поддержки для всех организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства;
прозрачность агропродовольственной политики;
доступность информации о рынке и государственной агропродовольственной политике;
единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства на всей территории Российской Федерации;
последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора;
адресность мер агропродовольственной политики и целевое программное использование бюджетных средств;
гарантированность исполнения обязательств государства перед сельхозпроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка;
разграничение полномочий федеральных органов и субъектов РФ при оказании финансовой поддержки;
учет международных обязательств, при осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Действенность принципов реализации сельскохозяйственной политики требует обязательного применения рыночных инструментов государственного регулирования.
В условиях реформирования бюджетного процесса Российской Федерации, формы и методы государственной поддержки определяются федеральными и региональными программами развития АПК, которые должны включать:
- основные цели и задачи программы, их увязку с приоритетами государственной политики;
- систему мер для достижения целей;
- систему показателей для измерения результатов реализации программы, включая как непосредственные, так и конечные результаты;
- систему управления реализацией программы.
Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами, с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов соответствии со среднесрочными приоритетами аграрной политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов, требует совершенствования среднесрочного финансового планирования в отрасли.
Современное функционирование финансовой инфраструктуры АПК обеспечивает создание общих условий воспроизводства в процессе финансирования целевых программ, предоставления субсидий, финансовой поддержки развития сельских территорий и инвестиционной деятельности и основывается на следующих принципах: приоритетного финансирования; множественности источников финансирования; распределении финансовой поддержки по уровням (федеральный, региональный, местный)
В рамках региональной поддержки субъектов малого предпринимательства областным бюджетом Нижегородской области предусмотрены следующие дополнительные меры:
- обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения (создание системы земельно-ипотечного кредитования);
- субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам;
- предоставление субсидий на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам, реализующим инвестиционные проекты;
- предоставление субсидий начинающим предпринимателям;
- предоставление бюджетных кредитов, субсидий кредитным кооперативам для осуществления предпринимательской деятельности;
- содействие созданию кредитных кооперативов путем предоставления бюджетных средств на пополнение материально-технической базы;
- предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным кооперативам на возмещение части стоимости аудиторских проверок;
- разработка обучающих программ, повышение квалификации и подготовки руководителей и специалистов кредитных кооперативов.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Лекции по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 1. Теоретические основы управления государственными финансами
- Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов
- Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании
- 4.2 Бюджетное устройство в рф: организация и принципы построения бюджетной системы рф, их характеристика
- Тема 5. Понятие бюджетной классификация рф. Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации
- 5.1. Понятие бюджетной классификации, ее состав
- 5.2. Классификация доходов бюджетов
- 5.3 Классификация расходов бюджетов
- 5.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 5.5 Классификация операций сектора государственного управления
- Раздел 2. Доходы бюджетов рф
- Тема 1. Доходы бюджетов в соответствие с Бюджетным Кодексом рф
- Тема 2. Мировая практика закрепления налоговых полномочий
- Тема 3. Планирование доходов бюджета
- Тема 4. Определение рисков доходов бюджета
- Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска.
- Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
- Раздел 3. Расходы бюджета
- Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства
- Тема 2. Группировка расходов бюджета
- Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
- Раздел 4. Финансирование расходов бюджета на здравоохранение
- Тема 1. История медицинского страхования в рф
- Тема 2. Финансирование расходов на здравоохранение
- Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
- Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
- Раздел 5. Расходы бюджета на образование
- Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования
- Тема 2. Финансовое планирование в образовательном учреждении
- Тема 3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений
- Тема 4. Производственные показатели системы образования
- Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах
- Тема 6. Планирование расходов на содержание школ-интернатов и детских дошкольных учреждений
- Раздел 6. Теоретические и методологические аспекты исследования расходов бюджета по разделу «Культура»
- Тема 1. Законодательство в области расходования бюджетных средств на культуру
- Тема 2. Расходы на культуру
- Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки
- Тема 4. Механизмы планирования
- Тема 5. Исследование управления расходами бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» на примере Лысковского муниципального района
- Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
- Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
- Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
- Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
- Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 4. Рассчитать поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. Руб.)
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу. Тыс.Руб.
- 5. Рассчитать поступления налога на игорный бизнес в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Рассчитать поступления акцизов по спирту, пиву и алкогольной продукции в бюджет, если имеется следующая информация:
- Переходящий платеж за 4 квартал предыдущего года – 5212 т.Руб.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация:
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество организаций в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Глава 8. Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Глава 9. Доходы местных бюджетов
- Практические задания по теме «Расходы бюджета»
- Количество учащихся, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
- Задачи для экзамена
- Учебное пособие по дисциплине по изучению курса «Государственные и муниципальные финасы» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.