Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
3.1. Казенные учреждения
С 1 января 2011 года для ряда государственных и муниципальных учреждений вводится новая организационно-правовая форма - казенное учреждение. Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.
В целом, статус казенного учреждения аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим в настоящее время законодательством.
В частности, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Перечень казенных учреждений будет ограничен.
Частью 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:
а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
г) учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ. Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
3.2. Бюджетные учреждения
Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о НКО).
Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (перечень которого будет установлен дополнительно), а также недвижимым имуществом.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона о НКО, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, бюджетное учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (критерии крупной сделки см. в п. 13 ст. 9.2 Закона о НКО).
Порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществления операций со средствами бюджетных учреждений, а также обращения на них взыскания установлен статьей 30 Закона № 83-Ф3.
3.3. Автономное учреждения
Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется.
Определение автономного учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.
Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до 01.01.2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, подлежат реорганизации или ликвидации до 12 мая 2011 года (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-Ф3).
3.4. Изменение типа учреждения
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 1 ст. 17 Закона о НКО).
С 12 мая 2010 года до 1 октября 2010 года решения о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений принимаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 31 Закона № 83-Ф3).
Изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений, а также изменение типа казенных учреждений в целях создания бюджетных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о НКО (ч. 4 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).
Изменение типа существующего, бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом об автономных учреждениях.
3.5. Особенности налогообложения
С 1 января 2011 года вступает в силу пакет поправок, внесенных в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающих особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений.
Основные изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты отдельных налогов:
Налог на добавленную стоимость. Внесено дополнение в п. 3 ст. 161 НК РФ, предусматривающее, что при предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы указанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Налог на прибыль организаций. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Также не подлежат включению в налоговую базу доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НКРФ).
К расходам, не учитываемые в целях налогообложения, отнесены расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.1 ст. 270 НК РФ).
Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 01.01.2011 г. будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Статья 321.1 НК РФ, регулировавшая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу.
Государственная пошлина. Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
3.6. Право применения специальных налоговых режимов
Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), для автономных учреждений возможность применения УСН сохраняется.
Для удобства восприятия и наглядности обобщим информацию о ключевых моментах названных учреждений в нижеприведенной таблице 3.1.
Табл.3.1. Характеристика бюджетных учреждений
| Учреждения | ||
Казенное | Бюджетное | Автономное | |
Учредитель | РФ, субъекты РФ или муниципальное образование | РФ, субъекты РФ или муниципальное образование | РФ, субъекты РФ или муниципальное образование |
Сфера деятельности | Достижение целей создания учреждения | Услуги в счетах образования, медицины, спорта, культуры | Услуги в счетах образования, медицины, спорта, культуры |
Финансовый документ | Бюджетная смета учреждения | Бюджетная смета учреждения | Задание учредителя, план финансово-хозяйственной деятельности |
Финансовое обеспечение бюджетной системы | Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений | Субсидии из бюджетной системы, а также иные источники поступлений | Субсидии, а также поступления от самостоятельной деятельности учреждения |
Счета безналичных расчетов | Лицевой счет, открываемый в казначействе или финансовом органе | Лицевой счет, открываемый в казначействе или финансовом органе | Счета и депозиты открываемые в кредитных организациях |
Имущество учреждения | Закрепляется на праве оперативного управления | Закрепляется на праве оперативного управления | Передается на праве оперативного управления |
Распоряжение имуществом | Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником | Вправе распоряжаться имуществом за исключением недвижимого и ценного движимого имущества распоряжение, которым осуществляется с согласия собственника | Вправе распоряжаться имуществом за исключением недвижимого и ценного движимого имущества распоряжение, которым осуществляется с согласия собственника |
Требования Федерального закона N 94-ФЗ | Распространяются в полной мере, как сейчас бюджетные учреждения | Распространяются в установленных законодательством случаях | Не распространяются как учреждение не является госзаказчиком |
Права и иные доходы учреждения | Перечисляет иные доходы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ | Самостоятельно распоряжается доходами от оказания платных услуг | Самостоятельно распоряжается иными доходами, в том числе средствами от исполнения целевого капитала |
Заключение крупных сделок | С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя | С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя | С предварительного одобрения наблюдательного совета учредителя |
Ответственность по обязательствам | Отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник | Отвечает имуществом (за исключением недвижимого и особо ценного) собственник не отвечает по обязательствам учреждения | Отвечает имуществом (за исключением недвижимого и особо ценного) собственник не отвечает по долгам учреждения |
Отчетность | Отчеты о деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества | Отчеты о деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества | Отчеты о деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества |
Поправок настолько много, что устанавливается переходный период. В данный период:
бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств, при этом они могут работать без государственного (муниципального) задания
финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) вправе установить особенности исполнения бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств бюджетным учреждениям в 2010 году
бюджетное или казенное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение деятельности средства, полученные им от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства 6т иной приносящей доход деятельности
бюджетное или казенное учреждение совершает операции с указанными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного или казенного учреждения
казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном ст. 241 БК РФ для бюджетных учреждений
для отражения операций с доходами, полученными от приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными группа "доходы от приносящей доходы деятельности" и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов:
а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;
б) рыночные продажи товаров и услуг;
в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;
г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
На сегодняшний день основными показателями расходов в бюджетном учреждении являются:
Кассовые расходы (КР) - считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам), как правило, минуя свой счет. Исключение составляют случаи, когда средства поступают на текущий счет в обслуживающем банке учреждения, например, для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком. Возврат денежных средств на счета приводит к восстановлению, то есть уменьшению кассовых расходов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.
Фактические расходы (ФР) — это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленным заработной плате и стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы — полноту их использования.
Важнейшим этапом анализа расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми. Исследование существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы.
При характеристике связи между кассовыми и фактическими расходами необходимо исходить из того, что перечисление средств из бюджета осуществляется согласно утвержденной в установленном порядке смете расходов. Она предусматривает потребность учреждения в денежных ресурсах для хозяйственных операций (приобретение товарно-материальных ценностей и расчетов с их поставщиками и т.д.), связанных с его деятельностью в текущем бюджетном (календарном) году. Поэтому можно предположить, что в определенных (идеальных) условиях кассовые (КР) и фактические (ФР) расходы равны и их соотношение в этом случае характеризуется выражением КР = ФР.
Однако на практике случаи равенства кассовых и фактических расходов очень редки. Они возможны лишь в том случае, когда движение средств на текущем счете учреждения и списание расходов происходят одновременно, например, при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентской платы за. пользование телефоном, потребление электроэнергии, воды, за отопление и др.).
В большинстве же случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения. Например, сумма начисленной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе. Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий финансовый год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов в виде дебиторской задолженности. Характерно, что 1в описанной ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами и кредиторами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.
Оплаченные и полученные в отчетном году материальные ценности могут быть использованы лишь частично. В этом случае часть бюджетных средств списывается в сумме стоимости израсходованных материальных ценностей и отражается в фактических расходах. Однако фактические расходы по данной хозяйственной операции не равны кассовым, поскольку часть оплаченных материальных ценностей остается неиспользованной. Она переходит на следующий год и отражается в балансе исполнения сметы расходов в виде остатка по счетам материальных ценностей, увеличивая его по сравнению с началом года. Учреждение может получить по договору от других предприятий, учреждений или организаций материальные ценности и полностью их израсходовать, но не оплатить из-за отсутствия средств на текущем счете в казначействе по соответствующей статье. Это отразится на сумме фактических расходов. Кассовые расходы в данном случае еще не были произведены, поэтому неоплаченная сумма поставщикам перейдет на следующий финансовый год. В учете и отчетности она отразится в виде остатка кредиторской задолженности на конец отчетного периода и приведет к ее росту по сравнению с началом года, что является признаком превышения фактических расходов над кассовыми на ту же сумму.
Аналогичные соотношения между кассовыми и фактическими расходами могут складываться и по другим хозяйственным операциям. Их исследование позволяет выявить основные направления размещения средств, выделенных из бюджета, в процессе кассового исполнения сметы расходов и источников формирования фактических расходов.
Отклонение фактических расходов от кассовых можно объяснить следующими причинами:
превышение исполнения над начисленными расходами может возникнуть в связи с наличием текущей кредиторской задолженности на начало проверяемого периода, погашенной в отчетном году, текущей дебиторской задолженности на конец периода. Задолженность может быть по организациям, а также по подотчетным лицам;
превышение начисленных расходов над исполнением может возникнуть в связи с наличием текущей дебиторской задолженности на начало года, расходы по которой начислены в проверяемом году.
Таким образом, рассчитать отклонение можно по формуле:
Фр-Кр = КЗ нач. - ДЗ нач. - КЗ кон. - ДЗ кон.
где Фр - фактические расходы
Кр - кассовые расходы
КЗ нач. - кредиторская задолженность на начало периода
ДЗ нач. - дебиторская задолженность на начало периода
ДЗ кон. - дебиторская задолженность на конец периода
КЗ кон. - кредиторская задолженность на конец периода.
Таким образом отклонения:
- по коду 213 начисления на оплату труда составили Фр - Кр 23560,12 руб. = (ДЗ нач. 38218,99 - ДЗ кон. 14658,87);
по коду 221 услуги связи составили Фр - Кр 4532,09 руб = (ДЗ нач. 5934 - ДЗ кон. 1402,91);
по коду 223 коммунальные услуги Фр - Кр 4726,78 = (ДЗ нач. 4398,10 - ДЗ кон. 9124,88);
код 225 работы и услуги по содержанию имущества Фр - Кр 0,34 = (ДЗ нач. 0,34);
- код 226 прочие работы услуги Фр - Кр 34891,41 = (ДЗ нач. 37810,21 - ДЗ кон. 6318,8+ остатки в кассе 3400);
Выявленные отклонения при анализе исполнения сметы расходов могут являться нарушением бюджетного законодательства, выраженным как в неэффективном или не целевом, так и в неправомерном использовании бюджетных средств, например оплата расходов по одной статье (подстатье) КОСГУ, отнесение расходов на другую статью (подстатью) КОСГУ.
Д Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий
Перейти к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов учреждения (п.8 ст.31 83-ФЗ)
Субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием (ст.78.1 БКРФ)
Обязательная
субсидия
Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов
Субсидии на иные цели (ст. 78.1 БКРФ)
Бюджетные инвестиции (ст. 79 БКРФ)
предоставляться
Схема 3.2. Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений.
Операции со средствами бюджетных учреждений, полученными в виду субсидий на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, осуществляется:
По субсидиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) По иным целевым субсидиям С представлением в Казначейство (Финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов учреждения (п.8 ст.31 83-ФЗ) Без предоставления в Казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Остатки неиспользованных на начало финансового года средств используются на те же цели в следующем финансовом году (п. 17 ст. 30 83-ФЗ)
Схема 3.3. Операции по лицевым счетам бюджетных учреждений, открытым
в Имущество, находящееся на праве оперативного управления у бюджетного учреждения (БУ)
Недвижимое имущество Движимое имущество
Распоряжается только с согласия собственника (вне зависимости от источника приобретения недвижимого имущества) Приобретенное БУ за счет средств, которыми БУ распоряжается самостоятельно Закрепленное собственником за БУ или приобретенное БУ за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества
Самостоятельное распоряжение движимым имуществом становится возможным только с момента утверждения перечня особо ценного движимого имущества (п. 5 ст. 31). До этого момента во всех случаях требуется согласие учредителя
Иное движимое имущество Распоряжается самостоятельно Особо ценное движимое имущество
Распоряжается только с согласия собственника
Ст. 9.2 7-ФЗ ст. 298 ГКРФ
Схема 3.4. Расширение объема прав по использованию и распоряжению движимым имуществом у бюджетных учреждений.
Законом № 83-ФЗ (п.4 ст.6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
В общем виде схема изменения правового статуса государственных (муниципальных) учреждений выглядит следующим образом:
Государственные (муниципальные) учреждения:
бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидии
участники не являются участниками
бюджетного процесса бюджетного процесса
Государственные (муниципальные) учреждения:
бюджетные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения
≠ ≈
участники не являются участниками
бюджетного процесса бюджетного процесса
Схема 3.5. Схема изменения правового статуса государственных учреждений
Сравнительная характеристика бюджетных, автономных и казенных учреждений
Таблица 3.6.
Критерии сравнения | Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) | Автономное учреждение | Казенное учреждение |
Субсидиарная ответственность государства | Предлагается отменить | Нет | Есть |
Ответственность учреждения по своим обязательствам | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником | В пределах доведенных ЛБО |
Распоряжение имуществом | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества | Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником | Не вправе распоряжаться любым имуществом |
Право на совершение крупных сделок | С предварительного согласия учредителя | С предварительного согласия наблюдательного совета | Отсутствует |
Особо ценное движимое имущество | Виды имущества могут определяться профильными министерствами. Перечни имущества определяются органом, выполняющим функции учредителя | Виды имущества могут определяться профильными министерствами. Перечни имущества определяются органом, выполняющим функции учредителя | Не выделяется |
Органы управления | Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.). Могут быть совещательные органы и органы самоуправления | Наблюдательный совет, руководитель, иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.) | Руководитель. Могут быть совещательные органы и органы самоуправления |
Создание учреждения |
|
|
Правительства РФ.
|
Реорганизация и ликвидация (банкротство | Предлагается упростить процедуру, передав полномочия | По решению учредителя - в случаях и порядке, | В отношении федеральных |
запрещено) | по федеральным бюджетным учреждениям от Правительства РФ профильным министерствам | установленных ГК РФ | казенных учреждений по решению профильного министерства |
Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ | Только в случаях, прямо установленных законом (например, Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ) | Есть | Нет |
Финансовое обеспечение | В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение | В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение | На основе бюджетной сметы. Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет |
Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание | План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание | План финансово- хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание | Смета, для отдельных учреждений государственное (муниципальное) задание |
Открытие счетов | В органах Федерального казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами | Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Федеральном казначействе (финансовом органе) | В органах Федерального казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, |
|
|
| установленных нормативными правовыми актами |
Распространение действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ | Распространяется в полном объеме | Не распространяется | Распространяется в полном объеме |
Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров | Заключает от своего имени (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами, когда бюджетное учреждение приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты) | Заключает от своего имени | Заключает от имени публично-правового образования |
Привлечение заемных средств | Могут (с ограничением на крупные сделки) | Могут | Не могут |
Учет | Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов | Бухгалтерский учет | Бюджетный учет |
Финансовый контроль и контроль учредителя | В основном - последующий (контроль выполнения госзадания). Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) | Последующий (контроль выполнения госзадания) | Предварительный по всем расходам (проверка Федеральным Казначейством наличия денежного обязательства), |
|
|
| текущий и последующий контроль |
Отчетность | Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества | Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества | Бюджетная отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества |
Открытость | Сведения об учреждении и его деятельности публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 января 2012 года (ст. 32 Закона 7-ФЗ) |
Сравнительная характеристика налоговой нагрузки бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Таблица 3.7.
Налог | Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) | Автономное учреждение | Казенное учреждение |
НДС от платных услуг | Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) | Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) | Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) |
НДС от аренды | Уплачивает | Уплачивает | Не уплачивает (уплачивает арендатор - налоговый агент) |
Налог на прибыль | Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) | Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) | Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует) |
Государственная пошлина за наименование "Россия" | Уплачивает (при регистрации учредительных документов) | Уплачивает (при регистрации учредительных документов) | Не уплачивает |
Упрощенная система налогообложения | Не применяется | Применяется | Не применяется |
Налог на имущество, земельный налог | Уплачивает (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) | Уплачивает (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) | Уплачивает (за счет доведенных им на эти цели ЛБО) |
3.7. Особенности определения типа государственного (муниципального) учреждения
Изменение типа бюджетного учреждения осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:
Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;
местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.
Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений утверждены Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.
В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения могут быть трех типов: казенными, бюджетными и автономными. В зависимости от статуса учреждения, они по-разному получают и расходуют выделенные государством средства, а так же средства от предпринимательской деятельности.
В целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых, согласно им, иных нормативных правовых актах и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения.
По сути, этими критериями необходимо руководствоваться при определении того, какой тип учреждения необходимо выбрать применительно к той или иной конкретной ситуации.
Критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов:
Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления.
Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается.
При решении вопроса о выборе типа учреждения следует так же обратить внимание на дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.
В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такого учреждения.
Экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:
Средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
Средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
Средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
Средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
Средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;
Коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года.
При определении экономического потенциала бюджетного или автономного учреждения кроме выше перечисленных показателей, могут использоваться следующие показатели:
Достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их);
Степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов);
Отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта Российской Федерации, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов);
Наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);
Доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.
Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:
а) способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово- хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);
б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
г) наличие программы развития автономного учреждения.
Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Лекции по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 1. Теоретические основы управления государственными финансами
- Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов
- Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании
- 4.2 Бюджетное устройство в рф: организация и принципы построения бюджетной системы рф, их характеристика
- Тема 5. Понятие бюджетной классификация рф. Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации
- 5.1. Понятие бюджетной классификации, ее состав
- 5.2. Классификация доходов бюджетов
- 5.3 Классификация расходов бюджетов
- 5.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 5.5 Классификация операций сектора государственного управления
- Раздел 2. Доходы бюджетов рф
- Тема 1. Доходы бюджетов в соответствие с Бюджетным Кодексом рф
- Тема 2. Мировая практика закрепления налоговых полномочий
- Тема 3. Планирование доходов бюджета
- Тема 4. Определение рисков доходов бюджета
- Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска.
- Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
- Раздел 3. Расходы бюджета
- Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства
- Тема 2. Группировка расходов бюджета
- Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
- Раздел 4. Финансирование расходов бюджета на здравоохранение
- Тема 1. История медицинского страхования в рф
- Тема 2. Финансирование расходов на здравоохранение
- Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
- Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
- Раздел 5. Расходы бюджета на образование
- Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования
- Тема 2. Финансовое планирование в образовательном учреждении
- Тема 3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений
- Тема 4. Производственные показатели системы образования
- Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах
- Тема 6. Планирование расходов на содержание школ-интернатов и детских дошкольных учреждений
- Раздел 6. Теоретические и методологические аспекты исследования расходов бюджета по разделу «Культура»
- Тема 1. Законодательство в области расходования бюджетных средств на культуру
- Тема 2. Расходы на культуру
- Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки
- Тема 4. Механизмы планирования
- Тема 5. Исследование управления расходами бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» на примере Лысковского муниципального района
- Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
- Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
- Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
- Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
- Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 4. Рассчитать поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. Руб.)
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу. Тыс.Руб.
- 5. Рассчитать поступления налога на игорный бизнес в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Рассчитать поступления акцизов по спирту, пиву и алкогольной продукции в бюджет, если имеется следующая информация:
- Переходящий платеж за 4 квартал предыдущего года – 5212 т.Руб.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация:
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество организаций в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Глава 8. Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Глава 9. Доходы местных бюджетов
- Практические задания по теме «Расходы бюджета»
- Количество учащихся, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
- Задачи для экзамена
- Учебное пособие по дисциплине по изучению курса «Государственные и муниципальные финасы» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.