logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе от 13.01.1996г. № 12-ФЗ «Об образовании», от 22.08.1996г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.

Под образованием в законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) после вузовского профессионального образования.

Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ог­раничений. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация конституционных прав граждан на образо­вание должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего фи­нансированием образовательных учебных учреждений.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово- хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

  4. учреждения дополнительного образования взрослых;

  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  6. учреждения дополнительного образования;

  7. учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  8. учреждения дополнительного образования детей;

  9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно- просветительскую работу, подготовку кадров.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

В настоящее время образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмот­ренной уставом. К такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг.

1.1. Основы составления бюджетов и финансирование расходов на учреждения образования

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

Исходя из принятой классификации расходов бюджета выде­ляемые средства распределяются по разделам, подразделам, це­левым и экономическим статьям. Система классификации пока­зывает те виды бюджетных расходов, с помощью которых государство выполняет свои функции. Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицирован­ный характер для любого бюджетного учреждения, включая обра­зовательные.

Детализация бюджетных расходов связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих органов за их це­левым использованием. Этому соответствует принцип постатей­ного выделения бюджетных средств для конкретного образова­тельного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнова­ний и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный ор­ган управления образованием в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.

С ведением новой бюджетной классификации образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов. Сметный порядок выделения ассигнований признан основополагающим. Вна­чале учредитель устанавливает для каждого учреждения производ­ственные показатели деятельности (задания, контрольные циф­ры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Для дошкольных учреждений производственными показателями явля­ются число воспитанников и групп, для школ - число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования - прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.п. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые показате­ли, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпус­ка, отсева в процессе обучения.

Выделению средств бюджетным этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по следующей формуле:

где К - среднегодовое количество классов;

Кн и Кк — количество классов на начало и на конец года.

Исходя из среднегодового количества классов определяются все расходы на текущее содержание школ:

1) расходы на заработную плату;

2) начисления на заработную плату;

3) учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей и др.;

4) затраты на бесплатное питание детей;

5) расходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний;

6) расходы на содержание групп продленного дня;

  1. расходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату командировок и служебных разъездов.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он дает положительные результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей.

В Российской Федерации носителем ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.